Восприятие как деятельность

Страница 6

Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Радость и печаль, надежда и разочарование, счастье и страдание – всю эту гамму человеческих чувств, переданную в музыке, учитель должен помочь детям услышать, пережить и осознать.

Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки осознанного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию. Учитель разными средствами стремится внести радость в общение детей с музыкой. Это во многом зависит от используемых на уроке произведений. Они должны быть художественно ценными, образно-увлекательными, близкими детям по содержанию, доступными по языку и вместе с тем должны удовлетворять потребность учащихся в общении с прекрасным.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции – анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Все виды музыкально – художественной деятельности направлены на развитие музыкальной культуры учащихся, музыкальной грамотности. В данном случае под музыкальной грамотностью понимается не уровень усвоения школьниками музыкальной грамоты, а их способность воспринимать музыку как живое искусство, которое неразрывно связано с нашей жизнью, и вне её существовать не может.

Музыкальное восприятие – это активный творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музыкальных интонациях. Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, то есть прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образует музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной программы» музыкального произведения важно для полноценного восприятия. Решение проблем, которые обеспечивают воспитание музыкальной культуры школьников, напрямую связаны с интонационным подходом. В.В. Медушевский говорил: «За интонацией спрятан живой человек». Это высказывание дает нам ключ к восприятию стиля композитора, начиная с первых уроков начальной школы. Восприятие постоянно углубляется в процессе эмоционально-образного мышления. В этом проявляется общность творческого процесса и процесса восприятия.

Развитию целостности и дифференцированности восприятия способствует внимание младших школьников к интонационной форме, в которой соприкасаются музыкальный и жизненный опыт детей. Нужно, чтобы учащиеся проникли в смысл интонации, например, интонация просьбы, плача, призыва. Например: секунда – это звуки рядом, если нисходящие-то получится просьба; кварта – призыв, фанфары и т.д. В результате у ребенка возникают музыкально-слуховые представления, связанные с тем или иным теоретическим понятием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Категории педагогической этики
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и ...

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru