Восприятие как деятельность

Страница 3

Начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты – педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, ВУ. Каратыгин, Н.М. Ковин, позднее – В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.) придавали особое значение развитию музыкального восприятия у детей. Уже в первых школьных программах (например, в программе Музыка (пение) в Единой трудовой школе» 1921 г.) довольно успешно решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания музыки и музыкального творчества детей.

В 1965 г. под руководством О.А. Апраксиной появилась программа «Музыка». Правильно организованным процессом музыкального воспитания, по словам Апраксиной О.А., является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического воспитания её. То есть улучшение работы нужно, прежде всего, связывать с развитием художественных возможностей школьника, способности воспринимать музыку. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания школьников, в 1973 г., Д.Б. Кабалевским выдвигается музыкально-педагогическая концепция, в которой он делает упор на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей. Впервые развитие восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности. Ш – этапе перед педагогом уже ставилась цель – научить детей воспринимать музыку, то есть не просто слушать её, а слышать, понимать её, работать с ней, сопереживать.

Восприятие – есть деятельность, и любая из её форм направлена на развитие музыкального восприятия в её жизненных связях и отношениях. Педагог не должен останавливаться на каком-либо одном виде деятельности на уроке, каждый из них – будь то вокально-хоровая работа, совместная игра с педагогом, пластическое интонирование служат одной цели – наиболее тесному общению ребёнка с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей, приобретаемый детьми опыт слушания-понимания в результате разбора одних произведений переносится ими на другие, аналогичные или ярко контрастные. Так, например, поняв выразительность смены запева и припева, дети легко воспринимают и новые произведения куплетной формы. То же самое имеет место при освоении и других средств музыкальной выразительности.

Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников, младших школьников должно исходить прежде всего) из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль и этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Электронные учебники
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Э ...

Исследование развитости воображения
Тест: «Вербальная (словесная) фантазия Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, ...

Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru