Восприятие как деятельность

Страница 3

Начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты – педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, ВУ. Каратыгин, Н.М. Ковин, позднее – В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.) придавали особое значение развитию музыкального восприятия у детей. Уже в первых школьных программах (например, в программе Музыка (пение) в Единой трудовой школе» 1921 г.) довольно успешно решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания музыки и музыкального творчества детей.

В 1965 г. под руководством О.А. Апраксиной появилась программа «Музыка». Правильно организованным процессом музыкального воспитания, по словам Апраксиной О.А., является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического воспитания её. То есть улучшение работы нужно, прежде всего, связывать с развитием художественных возможностей школьника, способности воспринимать музыку. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания школьников, в 1973 г., Д.Б. Кабалевским выдвигается музыкально-педагогическая концепция, в которой он делает упор на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей. Впервые развитие восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности. Ш – этапе перед педагогом уже ставилась цель – научить детей воспринимать музыку, то есть не просто слушать её, а слышать, понимать её, работать с ней, сопереживать.

Восприятие – есть деятельность, и любая из её форм направлена на развитие музыкального восприятия в её жизненных связях и отношениях. Педагог не должен останавливаться на каком-либо одном виде деятельности на уроке, каждый из них – будь то вокально-хоровая работа, совместная игра с педагогом, пластическое интонирование служат одной цели – наиболее тесному общению ребёнка с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей, приобретаемый детьми опыт слушания-понимания в результате разбора одних произведений переносится ими на другие, аналогичные или ярко контрастные. Так, например, поняв выразительность смены запева и припева, дети легко воспринимают и новые произведения куплетной формы. То же самое имеет место при освоении и других средств музыкальной выразительности.

Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников, младших школьников должно исходить прежде всего) из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль и этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие общения: сущность и содержание
Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладывают в понятие «общение», могут отличаться. Изначально об ...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Согласно классификации Г.К.Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на: Игровые Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Проблемные, поисковы ...

Исторический обзор развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Предоснову становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста как научной дисциплины составляло устное народное творчество (сказки, считалки, загадки, шутки и т. д.). В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru