Восприятие как деятельность

Страница 3

Начиная с 20-х годов, выдающиеся музыканты – педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, ВУ. Каратыгин, Н.М. Ковин, позднее – В.Н. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.) придавали особое значение развитию музыкального восприятия у детей. Уже в первых школьных программах (например, в программе Музыка (пение) в Единой трудовой школе» 1921 г.) довольно успешно решался вопрос о единстве исполнения (хорового пения), слушания музыки и музыкального творчества детей.

В 1965 г. под руководством О.А. Апраксиной появилась программа «Музыка». Правильно организованным процессом музыкального воспитания, по словам Апраксиной О.А., является такой процесс, в который входит воспитание эстетического отношения к музыке через воспитание навыков эстетического воспитания её. То есть улучшение работы нужно, прежде всего, связывать с развитием художественных возможностей школьника, способности воспринимать музыку. Вслед за ведущими деятелями музыкального воспитания школьников, в 1973 г., Д.Б. Кабалевским выдвигается музыкально-педагогическая концепция, в которой он делает упор на то, что музыкальные занятия должны решать, прежде всего, задачи эстетического развития детей. Впервые развитие восприятия было придано значение основы музыкальной деятельности. Ш – этапе перед педагогом уже ставилась цель – научить детей воспринимать музыку, то есть не просто слушать её, а слышать, понимать её, работать с ней, сопереживать.

Восприятие – есть деятельность, и любая из её форм направлена на развитие музыкального восприятия в её жизненных связях и отношениях. Педагог не должен останавливаться на каком-либо одном виде деятельности на уроке, каждый из них – будь то вокально-хоровая работа, совместная игра с педагогом, пластическое интонирование служат одной цели – наиболее тесному общению ребёнка с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активизации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов и вкусов учащихся, формированию их музыкальных потребностей, приобретаемый детьми опыт слушания-понимания в результате разбора одних произведений переносится ими на другие, аналогичные или ярко контрастные. Так, например, поняв выразительность смены запева и припева, дети легко воспринимают и новые произведения куплетной формы. То же самое имеет место при освоении и других средств музыкальной выразительности.

Формирование сферы музыкального восприятия у дошкольников, младших школьников должно исходить прежде всего) из присущих им психофизиологических особенностей и свойств. С учетом возрастной специфики учителю и следует выстраивать так называемое воспитывающее и развивающее обучение, которое, согласно известному дидактическому постулату, должно вести за собой психическое развитие ребенка, играть ведущую роль и этом процессе, определяя его основные направления, в том числе связанные и с восприятием музыки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности психофизического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В настоящее время постоянно повышается интерес к проблеме образования слабослышащих детей. Возникает необходимость создания системы специального образования по физической культуре в России, которая приблизили бы её к цивилизованному пути решения проблем воспитания детей с физическими недостатками. ...

Количество и качество информации
Слово «информация» - одно из самых популярных в нашем лексиконе. Мы вкладываем в него весьма широкий смысл и объяснить его можем, как правило, на интуитивном уровне. Информация воспринимается нами из окружающего мира, передается речью, поступает к нам по телефону, телеграфу, радио, телевидению, рас ...

Что такое "рейтинг" и как построить рейтинговую систему оценок
Так что же такое "рейтинг", и каковы общие принципы построения рейтинговых систем оценивания? Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – оценка, некоторая численная характеристика какого-либо кач ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru