Восприятие как деятельность

Страница 2

Приобщая учащихся к классической фортепианной музыке, учитель вызывает у них изначальный интерес к ней. Но потом этот интерес перерастает в более глубокий. У них появляется умение слушать и понимать эту музыку. Они могут предугадать, что хотел сказать композитор этим произведением. Знакомство с творчеством композиторов классиков является одним из важнейших условий эстетического воспитания и образования детей. Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, органическим слиянием формы и содержания Благородство идей, выраженных в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность воспитывают их вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. В процесс восприятия классической фортепианной музыки включается жизненный музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Данная позиция позволяет рассматривать восприятие музыки как основу усвоения школьниками воплощенного в музыкальном искусстве опыта эмоционально-нравственных отношений к действительности.

Яркость, жизнерадостность, простота и искренность В. Моцарта, народность и поэтичность Э. Грига и Н. Римского-Корсакова, мужественная героика и эпическая широта Л. Бетховена и А. Бородина, лирическая взволнованность П. Чайковского – все эти отличительные черты, свойственные творениям великих композиторов, вводят школьников в мир высоких человеческих чувств. В музыке композиторов-классиков в основном воплощаются идеи, имеющие огромное воспитательное значение: идеи патриотизма, борьбы за свободу личности, за благо народа, благородство человеческих чувств и поступков, стремление к радости и счастью.

Не только герои Л. Бетховена, М. Глинки и А. Бородина вызывают чувство любви к Родине и восхищение подвигами лучших представителей народа. Замечательные картины природы и сказочные образы Э. Грига и Н. Римского-Корсакова, глубокое раскрытие человеческих переживаний в произведениях П. Чайковского пробуждают в душе слушателей высокие чувства. Фортепианные произведения композиторов-классиков, с которыми учащиеся знакомятся на уроках музыки и внеклассных занятиях, доступны для их восприятия благодаря яркому и выразительному музыкальному языку эмоциональности.

Начинать становление процесса музыкального восприятия у учащихся следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально-эстетической культуры, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. Обоснованием подобного видения методики организации музыкального восприятия является понимание обращенности искусства «не к рациональному изучению, а к переживанию – в мире художественных образов человек должен жить, как он живет реально, но, сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически наслаждаясь тем, как искусно он сотворен из материала мира реального». В данном утверждении М.С. Кагана особенно важно для урока музыки понимание эстетического удовольствия, наслаждения, вызываемого искусством, что не всегда возможно в условиях технического подхода в преподавании, которое разрушает в конечном итоге специфику урока искусства, приближая урок музыки к уроку искусствознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Диагностика межличностных отношений в детском коллективе, направленное на выявление лидеров и изучение их личностных качеств
Исследовательская часть курсовой работы проводилась на базе Детского дома творчества в г. Нижняя Тавда, директор – Легоставеа И.А. Исследование проводилось среди подростков 13-15 летнего возраста. Основные задачи эксперимента: 1. Выявить лидера детского коллектива, проявляющегося в практической дея ...

Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе
Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить,— правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овла ...

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru