Восприятие как деятельность

Страница 10

Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, – это сама музыка.

Музыкальное восприятие

Восприятие музыки – это сложный многоплановый процесс: в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков (высота, тембр, сила и так далее), осмысление предыдущего опыта, ассоциации с происходящим в настоящее время, следование за развитием музыкальных образов, их переживание и оценка. Поэтому более естественным в методике музыкального воспитания школьников является принцип «не проходить», а «проживать» музыку, что справедливо отмечают В.С. Виноградов и А.А. Пиличяускаус.

Одной из важных сторон музыкально-эстетического воспитания и формирования культуры личности, ее качеств в общеобразовательной школе является формирование и развитие у учащихся способности воспринимать и понимать произведения искусства, особое место среди которых принадлежит фортепианному классическому наследию. Отмечая, что интерес современных слушателей к музыкальной классике постоянно растёт, мы, вместе с тем, вынуждены признать, что уровень восприятия классической музыки учащимися недостаточно высок. Об этом свидетельствуют многочисленные педагогические и социологические исследования, анкетирование, наблюдения. Чрезмерное увлечение развлекательной музыкой, инертность и узость восприятия отрицательно сказываются на развитии здорового вкуса подрастающего поколения.

Учитель создает все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на классическую музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому, произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания (слушать произведение до конца, в полной тишине), умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку ее содержанию.

Глубочайшие творения классического фортепианного искусства живут века, не теряя своей свежести. Они отобраны человечеством из сотен и тысяч образцов и вошли в золотой фонд мировой культуры. Такие произведения не стареют, время бессильно перед ними. Обладая высоким художественным совершенством, воплощая передовые идеи человечества, они сохраняют до наших дней значение своего рода эталона. Классическая фортепианная музыка – это музыка необычайной красоты. Она и сама по себе содержит огромное количество мыслей и заставляет о многом думать. Эта музыка – воплощение цели, к которой должно стремиться человечество. Когда ученики приходят в школу, их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя. Это необходимый минимум знаний. Но этого мало. Человек должен мыслить и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать. И тут неоценимую помощь может оказать музыка.

Приобщая учащихся к классической фортепианной музыке, учитель вызывает у них изначальный интерес к ней. Но потом этот интерес перерастает в более глубокий. У них появляется умение слушать и понимать эту музыку. Они могут предугадать, что хотел сказать композитор этим произведением. Знакомство с творчеством композиторов классиков является одним из важнейших условий эстетического воспитания и образования детей. Классическое искусство отличается высокой идейностью, народностью, реализмом, органическим слиянием формы и содержания Благородство идей, выраженных в музыке, ее высокий профессионализм и выразительность воспитывают их вкус и способствуют правильному пониманию детьми музыкального искусства. В процесс восприятия классической фортепианной музыки включается жизненный музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства. Данная позиция позволяет рассматривать восприятие музыки как основу усвоения школьниками воплощенного в музыкальном искусстве опыта эмоционально-нравственных отношений к действительности.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Материалы о воспитании и обучении:

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками
В младшем школьном возрасте ребёнку легче выразить эмоциональную реакцию на образы, стоящие в центре произведения, чем провести логические связи между выразительными средствами искусства. Поэтому на начальных этапах работы с произведениями искусства, в частности с литературными произведениями и кин ...

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru