Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 7

По мнению диссертанта проблема познавательной способности - это проблема индивидуальных и возрастных различий личности, поэтому изучая данную способность, можно только исследовать индивидуальные и возрастные различия в соответствующей деятельности.

Изучение познавательной способности с личностной и возрастной позиции – это сравнение тех, кто успешно осуществляет деятельность и тех, кто неуспешно осуществляет эту деятельность. Надо дать сравнительный анализ деятельности школьников, которые считаются способными в учёбе, своими результатами доказали это, и школьники явно неспособные к этой деятельности.

Качество знаний учащихся, занимавшиеся мало и учащиеся, работавшие долго и упорно, одинаковое, но затрата сил на их приобретение разное. Процесс приобретения знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию познавательных способностей, а отсутствие знаний тормозит развитие этих способностей.

Другой элемент или средство формирования и развития познавательной способности старшеклассников является познавательная самостоятельность и творческая деятельность школьников. Этот фактор состоит в опыте построения гипотезы, в опыте обобщённых знаний и умений в конкретной ситуации. Если ученик не имеет опыта переноса знаний, он его не осуществит, пока не приобретает его элементы в процессе самостоятельной поисковой работы. Бывает и так, что у учащихся есть знания и умения, но нет навыков творческой деятельности для решения каких - либо задач.

По мнению И.Я. Лернера навыки - это почти автоматически выполняемые способы и усвоенная деятельность, а умения – это в зависимости от целей и условий способы усвоенной деятельности, состоящей из систем действий, применяемых вариантно. Этого учащийся может достичь в результате постоянного повторения и совершенствования знаний и .умений, в результате чего умения превращаются в навыки.

В своё время Л.С. Выгодский тоже поддерживал эту мысль и отметил, что творческий тип деятельности направлен на создание чего – то нового, который считает, что «чем яснее представляет себе ученик конечную цель учебного труда, тем сознательнее он работает и лучше усваивает материал. Если тема урока определяет область учебной работы, то в цели урока выражено объективное требование логики учебного процесса, а субъективно – запроектирован ожидаемый образ результата предстоящей познавательной деятельности. Цели урока, в зависимости от педагогических задач, разделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В современном уроке эти цели вступают в качестве познавательной деятельности.

Существенным аспектом проблемы всесторонного развития личности выступает, в первую очередь, развитие познавательных способностей индивида, так как именно способности, прежде всего, связаны с деятельной сущностью человека. Многие учёные считают, что, познавательная способность относится к актуальным способностям. Их содержание определяется местом, занимаемым индивидом в этих условиях.

Наши исследования показали, что познавательная способность, как и всякая творческая способность, не у всех учащихся старших классов одинакова. Суть этой черты состоит в том, что старшеклассник привыкает к тем или иным условиям, сохраняет способность не только замечать их малейшие изменения, но и видеть новые стороны и задаёт себе и другим новые вопросы о сущности этих условий, ситуаций, объектов.

Исследования показала, что, те учителя, которые не уделяют достаточное внимание на то, чтобы старшеклассники на уроке обращались с вопросами к ним, приводит к тому, что 80 – 90 % учащихся вообще не ставят вопросов. Тем самым, у них не развивается критическое мышление и не формируется их познавательная способность. Если познавательная способность старшеклассника достаточно развита, то он может при ответе на вопрос использовать альтернативное решение вопроса, т.е. у него было бы развито критическое мышление. Когда учитель одного из экспериментальных классов прочитал старшеклассникам про горст горелых зерен, найденных при раскопке и попросил сделать вывод о занятиях поселенцев, все одним голосом ответили «земледелие». Даже ни один ученик не догадался, что это остатки собирательства, потому, что не было найдено орудие труда, т.е. у этих учащихся не было развито критическое мышление. У них однозначный подход к решению разных задач. Для того, чтобы решить рассматриваемую задачу, ученику необходимы умение сопоставить и актуализировать знания об обществе в целом, осуществить отбор (анализ) тех или иных фактов, явлений и т.д., которые важны в данном случае, выстроить в ряд явления по одному и нескольким признакам, соотносить конкретные факты с общими признаками объекта.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Рекомендации воспитателям
Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, оформление педагогических стендов). Часто родители, желая добра детям слишком активно помогают им, опекают, ожидая сиюминутного положительного ре ...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием ...

Рекомендации логопедам по улучшению работы с семьями
Для организации адекватного обучения детей, имеющих речевые нарушения, с целью достижения полной адаптации необходима организация единой комплексной работы логопеда и родителей: * логопеду следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у детей негативное отношение к процес ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru