Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 7

По мнению диссертанта проблема познавательной способности - это проблема индивидуальных и возрастных различий личности, поэтому изучая данную способность, можно только исследовать индивидуальные и возрастные различия в соответствующей деятельности.

Изучение познавательной способности с личностной и возрастной позиции – это сравнение тех, кто успешно осуществляет деятельность и тех, кто неуспешно осуществляет эту деятельность. Надо дать сравнительный анализ деятельности школьников, которые считаются способными в учёбе, своими результатами доказали это, и школьники явно неспособные к этой деятельности.

Качество знаний учащихся, занимавшиеся мало и учащиеся, работавшие долго и упорно, одинаковое, но затрата сил на их приобретение разное. Процесс приобретения знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию познавательных способностей, а отсутствие знаний тормозит развитие этих способностей.

Другой элемент или средство формирования и развития познавательной способности старшеклассников является познавательная самостоятельность и творческая деятельность школьников. Этот фактор состоит в опыте построения гипотезы, в опыте обобщённых знаний и умений в конкретной ситуации. Если ученик не имеет опыта переноса знаний, он его не осуществит, пока не приобретает его элементы в процессе самостоятельной поисковой работы. Бывает и так, что у учащихся есть знания и умения, но нет навыков творческой деятельности для решения каких - либо задач.

По мнению И.Я. Лернера навыки - это почти автоматически выполняемые способы и усвоенная деятельность, а умения – это в зависимости от целей и условий способы усвоенной деятельности, состоящей из систем действий, применяемых вариантно. Этого учащийся может достичь в результате постоянного повторения и совершенствования знаний и .умений, в результате чего умения превращаются в навыки.

В своё время Л.С. Выгодский тоже поддерживал эту мысль и отметил, что творческий тип деятельности направлен на создание чего – то нового, который считает, что «чем яснее представляет себе ученик конечную цель учебного труда, тем сознательнее он работает и лучше усваивает материал. Если тема урока определяет область учебной работы, то в цели урока выражено объективное требование логики учебного процесса, а субъективно – запроектирован ожидаемый образ результата предстоящей познавательной деятельности. Цели урока, в зависимости от педагогических задач, разделяются на обучающие, развивающие и воспитательные. В современном уроке эти цели вступают в качестве познавательной деятельности.

Существенным аспектом проблемы всесторонного развития личности выступает, в первую очередь, развитие познавательных способностей индивида, так как именно способности, прежде всего, связаны с деятельной сущностью человека. Многие учёные считают, что, познавательная способность относится к актуальным способностям. Их содержание определяется местом, занимаемым индивидом в этих условиях.

Наши исследования показали, что познавательная способность, как и всякая творческая способность, не у всех учащихся старших классов одинакова. Суть этой черты состоит в том, что старшеклассник привыкает к тем или иным условиям, сохраняет способность не только замечать их малейшие изменения, но и видеть новые стороны и задаёт себе и другим новые вопросы о сущности этих условий, ситуаций, объектов.

Исследования показала, что, те учителя, которые не уделяют достаточное внимание на то, чтобы старшеклассники на уроке обращались с вопросами к ним, приводит к тому, что 80 – 90 % учащихся вообще не ставят вопросов. Тем самым, у них не развивается критическое мышление и не формируется их познавательная способность. Если познавательная способность старшеклассника достаточно развита, то он может при ответе на вопрос использовать альтернативное решение вопроса, т.е. у него было бы развито критическое мышление. Когда учитель одного из экспериментальных классов прочитал старшеклассникам про горст горелых зерен, найденных при раскопке и попросил сделать вывод о занятиях поселенцев, все одним голосом ответили «земледелие». Даже ни один ученик не догадался, что это остатки собирательства, потому, что не было найдено орудие труда, т.е. у этих учащихся не было развито критическое мышление. У них однозначный подход к решению разных задач. Для того, чтобы решить рассматриваемую задачу, ученику необходимы умение сопоставить и актуализировать знания об обществе в целом, осуществить отбор (анализ) тех или иных фактов, явлений и т.д., которые важны в данном случае, выстроить в ряд явления по одному и нескольким признакам, соотносить конкретные факты с общими признаками объекта.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений. Задачи исследован ...

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) Тульской области располагает разветвленной сетью ОУ, которая в достаточной мере обеспечивает доступ молодежи к получению этого вида образования. Основными задачами педагогических коллективов ссузов области в 2002/2003 учебном году стали: совершенствование ...

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей
Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня б ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru