Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 6

Как показывает в своих работах Г. И. Щукина, «познавательный интерес составляет важнейший мотив учения: побуждает школьника учиться с охотой, активно овладевать знаниями, с радостью относиться к своим учебным обязанностям». Если познавательная способность учащихся опирается на интерес, она становится воодушевлённой, свободной и развивается с интересом. В этот момент активизации обучения более эффективно решаются задачи формирования всех умственных сторон личности и его познавательной способности.

Познавательный интерес, основан на познавательной способности и не является врожденным качеством личности. Познавательный интерес является важным стимулом к учению. Исходя из этого В.С. Загвиязинский считает, что познавательный интерес является единственной движущей силой учебного познания и учебного процесса в целом .

Для активизации познавательных интересов в процессе обучения существуют, так называемые познавательные задачи или проблемные ситуации. Поисковые познавательные задачи это такие задачи, в результате поиска решения которых ученик на основе известного добывает новых для него знаний, или новых для него способов решений. Познавательные задачи можно разделить на две группы: проверочно – тренировочные (сначала решаемые с помощью учителя, а потом видоизмененные для самостоятельной работы учащихся) и поисковые (самостоятельно решаемые учениками и предусматривающие приобретение новых знаний).

Значение проблемной ситуации в учебном процессе и её основы – познавательные задачи – заключается в том, что она вызывает у учащихся желание осуществить самостоятельный поиск решения, проявить мыслительную активность и решимость добиться поставленной цели, что и способствует формированию и развитию познавательной способности.

Изучая проблему познавательной способности старшеклассников, мы сосредоточили своё внимании на вопросах взаимодействия механизмов при организации фронтальной, групповой и индивидуальной учебной работы на основе дифференцированного подхода к учащимся, отыскании оптимальных условий их сочетания и роли коммуникативных связей учителей и учащихся на занятиях с учётом возрастных и личностных особенностей школьников.

Наряду с познавательной деятельностью, познавательный интерес и познавательная активность формирования и развития познавательных способностей нуждаются в познавательной потребности.

Познавательная потребность является личностно – интеллектуальным образованием, которое целостно отражает всю сумму воздействий на школьника со стороны его познавательного развития, понимаемая как стремление к полученной новой информации. В понятие познавательной потребности включаются мотивационные (побудительные) предпосылки осуществления познавательной деятельности и достигнутая индивидом степени интеллектуальной «зрелости». Если схематично начертить пирамиду алгоритма познавательных потребностей, то она примерно выглядит так. (Таблица 1)

Таблица 1.

Познавательные потребности

Потребность в безопасности

Физиологические нужды

Экономические нужды

Пока мы голодные или чувствуем, что нам что–то угрожает, наши познавательные потребности молчат, организму и психику не до них. Но когда нижние потребности удовлетворены, познавательные потребности, начинают определят наши поведение.

Чем выше уровень трудности, на котором предпочитает действовать школьник, тем более зрелой является познавательная потребность и тем интенсивнее идет его умственное развитие.

Связи между потребностно - мотивационной сферой и способностями существуют как в проявлении, так и в формировании способностей. Потребности, побуждая человека к активности, мобилизуют его способности и содействуют их формированию в деятельности, нацеленной на удовлетворение возникших потребностей. Чем отчётливее выражена потребность, тем активнее протекает этот процесс.

Если для школьника субъективно приятнее более лёгкая по степени напряжения умственная деятельность, то каким бы сложными способами учебной деятельности он объективно ни владел, все же его «познавательное развитие определяется именно субъективно, наиболее удобным для него уровнем трудной деятельности».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Правила обучения и общения с юношами и девушками
Педагогическая психология подчеркивает важность реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий с ...

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Критерии оценки творческого мышления
В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для диффе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru