Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 5

Материалы, полученные диссертантам в ходе исследования показывают, что сочетание возрастного и индивидуального уровня активизации у старшеклассников может являться благоприятной предпосылкой для успешного осуществления познавательной деятельности и развития познавательных способностей.

Другой фактор, влияющий на развитие познавательной способности старшеклассника, является познавательная активность. Под познавательной активностью, следует понимать внутреннюю готовность учащегося к деятельному его участию в умственной и практической деятельности, в процессе овладения знаниями, умениями и навыками и проявлении самостоятельности и творческого подхода к решению учебных задач.

Познавательная активность в обучении является мощным средством формирования личности, её всесторонней образованности, научного мировоззрения и высоких моральных качеств. Активность в обучении обеспечивает сознательное и прочное овладение знаниями, способствует превращению знаний в убеждения, развивает интерес к учебной деятельности, формирует самостоятельность мысли и практических действий.

Ряд психологов считают, что в старших классах изменяется отношение учащихся к учебе, они начинают подражать взрослым, на третьей степени учебы (10 и 11 класс) меняются учебные занятия; углубляется содержание учения, усвоения основ науки происходит в тесной связи с жизненной перспективой трудовой деятельности; борьба за оценки значительно, высшее чем в подростковом возрасте; в этом возрасте школьники изучают новые учебные предметы (права человека, история религии, семейной этики и др.). Все эти изменения требуют от старшеклассника умения приспосабливать себя к изменившимся условиям.

Педагогическая наука даёт чёткую мотивацию познавательной активности в учебном процессе, протекающий из требований объективной закономерности учения, как активного процесса познания. Для учебного процесса она формулируется как закон безусловной необходимости активности учащегося в познавательной деятельности. По мнению И. Д Бутузова. «сущность данного закона заключается в следующем: характер и степень активности учащегося в обучении могут быть различными, но акт обучения не может состояться или он будет малоэффективен, если ученики пассивны, не проявляют активности в учебной деятельности» (16: 16). По существу познавательная активность в обучении есть не что иное, как интенсивное проявление индивидуальной активности, позволяющее развитие познавательных способностей.

По всей разноплановости подходов к определению сущности понятий «активность», и «познавательная активность» и ее роль в формировании познавательной способности исследователи разделяются на две группы. Одни авторы (Л. П. Аристова, Н. Д. Демина, А К. Ковалев, и др.) рассматривают, «активность» (познавательную) как деятельность, а другие (Н. Д. Левитов, Г. И. Щукина, З. А. Абасов (1) и др.) - как черту личности. Изучая эти сходства, мы считаем, что познавательная активность способствующий развитию познавательной способности - это свойство, характеристика личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности.

Другим компонентом формирования и развития познавательной способности является познавательный интерес. Проблема развития познавательных интересов учащихся неразрывно связана с проблемой развития познавательных способностей и в прямом смысле является ее частью. В педагогике, психологии и методике существует такая фраза: «личность развивается в деятельности». Но подчёркивая решающую роль деятельности в развитии личности и его способности, нельзя забывать о познавательном интересе. Познавательный интерес – это такое стремление к знанию и к самостоятельной творческой работе, которая «соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, понять, проверить, выяснить и усвоить».

Теоретический анализ и практические наблюдения доказывают, что если школьник относится к учебе с любовью, то быстрее и сильнее начинают проявляться его дарования к усвоению знаний, быстрее развиваются его познавательные способности и умения. Поэтому способности тесно связаны с интересами и развиваются в зависимости от развития интересов. А познавательные интересы чаще всего развиваются в процессе познавательной деятельности и в зависимости от развивающийся познавательных способностей. Здесь мы склонны к тому, что живая заинтересованность, страстное, а не бездушное отношение к учебе есть непременное условие того, чтобы данная деятельность могла оказывать благотворное влияние на развитие познавательных способностей старшеклассников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Истории линогравюры в зарубежном изобразительном искусстве XVI-XVIII вв
Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей. В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отп ...

Документные характеристика тематического планирования
Тематическое планирование – документ, регламентирующий деятельность учителя по выполнению учебной программы по предмету. Тематическое планирование разрабатывается учителем на каждый класс в соответствии с учебной программой. Тематическое планирование, разработанное учителем, согласовывается с руков ...

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru