Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 4

Для формирования познавательных способностей учащихся рядом с другими факторами огромное влияние оказывает система образовательно – воспитательной деятельности школы, которая способствует развитию их знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки - это результат отражения в представлениях, мышлении и действиях учащихся материального мира, закономерностей развития природы и общества.

Познавательные способности характеризуются ещё тем, что в них представлено единство генетических или же родовых и специальных способностей. Вопрос о «родовых», общечеловеческих способностях и способностях специальных, возникающих и проявляющихся в отдельных видах деятельности, коснулся А.И. Раев в своей работе «Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности». По его мнению особенность познавательных способностей позволяет в процессе их изучения увидеть и то, что является характерным для родовых способностей, и то, что присуще специальным способностям.

При проведении любого исследования объектом изучения выступает реальная учебная деятельность школьников. Поэтому есть все основания считать целенаправленное обучение учащихся прогнозированию, кодированию и переносу весьма значимым и актуальным для развития познавательных способностей современного школьника старшего возраста.

По нашему мнению, избранные для исследования познавательные способности отвечают и тем, требованиям, которые вытекают из анализа соотношения познавательных способностей и познавательной деятельности старшеклассников. А прогнозирование, кодирование и перенос определяют качество познавательной деятельности и их целенаправленная реализация приводит к совершенствованию этой деятельности, поскольку создаются объективные условия для дальнейшего развития познавательных способностей школьников старшего возраста. Эти виды познавательных способностей включают в себя акты восприятия, памяти, мышления и т.д.

Способность как явление психическое, рядом ученых связывалась с развитием школьника в зависимости от его возраста. «Способность существует только в развитии, - писал Б. М. Теплов, - мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Реализация этих положений также должна найти отражение при изучении познавательных способностей».

Рассматривая процесс обучения как процесс целенаправленного руководства познавательной деятельностью учащихся в зависимости от их возраста, то можно прийти к мнению, что центральной его проблемой является процесс восхождения к истине и познанию мира. В учебном процессе активизация познавательной деятельности учащихся старших классов направлена, во - первых, на улучшение овладения учащимися системой знаний и практических действий, во – вторых, на формирование активности и самостоятельности как важнейших качеств старшеклассников и, в конечном итоге - на воспитание всестороннее развитие их личности т.е на формирование их познавательной способности.

Познавательная деятельность учащихся по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным (воспроизводящий) и продуктивным (творческий). Поэтому можно определить и два типа познавательной деятельности: репродуктивный тип деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приёмы; продуктивный тип деятельности, обозначает, что человек критически относится к ранее существующего и создаёт нового». Школьник, усвоив определённую сумму знаний, при изучении новых материалов использует предшествующее знание для нового осмысления. Тем самим, он развивает в себе определенную познавательную способность. Поэтому большую роль для формирования познавательных способностей в процессе познавательной деятельности старшеклассников играет гипотетическое предвидение. Чтобы формировать и развивать познавательную способность старшеклассников на уроках, учителю нужно создать такую ситуацию, который требует непосредственного осуществления познавательной деятельности школьника.

Развития пытливости, любознательности в каждом ученике, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности составляют одну из самих важных и необходимых задач нынешней школы. «Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития познавательных способностей старшеклассников и даже, их профессиональной подготовки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Ограничения и недостатки использования игр в образовании
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра — очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока ...

Методика преподавания линогравюры в системе дополнительного художественного образования
Занятия линогравюрой в школе могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников, однако возможность их проведения зависит от возраста и уровня художественной подготовки учащихся. В начальных классах учащихся еще нет нужного для грамотного рисунка развития зрительного восприятия и поэтому с ...

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru