Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 4

Для формирования познавательных способностей учащихся рядом с другими факторами огромное влияние оказывает система образовательно – воспитательной деятельности школы, которая способствует развитию их знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки - это результат отражения в представлениях, мышлении и действиях учащихся материального мира, закономерностей развития природы и общества.

Познавательные способности характеризуются ещё тем, что в них представлено единство генетических или же родовых и специальных способностей. Вопрос о «родовых», общечеловеческих способностях и способностях специальных, возникающих и проявляющихся в отдельных видах деятельности, коснулся А.И. Раев в своей работе «Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности». По его мнению особенность познавательных способностей позволяет в процессе их изучения увидеть и то, что является характерным для родовых способностей, и то, что присуще специальным способностям.

При проведении любого исследования объектом изучения выступает реальная учебная деятельность школьников. Поэтому есть все основания считать целенаправленное обучение учащихся прогнозированию, кодированию и переносу весьма значимым и актуальным для развития познавательных способностей современного школьника старшего возраста.

По нашему мнению, избранные для исследования познавательные способности отвечают и тем, требованиям, которые вытекают из анализа соотношения познавательных способностей и познавательной деятельности старшеклассников. А прогнозирование, кодирование и перенос определяют качество познавательной деятельности и их целенаправленная реализация приводит к совершенствованию этой деятельности, поскольку создаются объективные условия для дальнейшего развития познавательных способностей школьников старшего возраста. Эти виды познавательных способностей включают в себя акты восприятия, памяти, мышления и т.д.

Способность как явление психическое, рядом ученых связывалась с развитием школьника в зависимости от его возраста. «Способность существует только в развитии, - писал Б. М. Теплов, - мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Реализация этих положений также должна найти отражение при изучении познавательных способностей».

Рассматривая процесс обучения как процесс целенаправленного руководства познавательной деятельностью учащихся в зависимости от их возраста, то можно прийти к мнению, что центральной его проблемой является процесс восхождения к истине и познанию мира. В учебном процессе активизация познавательной деятельности учащихся старших классов направлена, во - первых, на улучшение овладения учащимися системой знаний и практических действий, во – вторых, на формирование активности и самостоятельности как важнейших качеств старшеклассников и, в конечном итоге - на воспитание всестороннее развитие их личности т.е на формирование их познавательной способности.

Познавательная деятельность учащихся по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным (воспроизводящий) и продуктивным (творческий). Поэтому можно определить и два типа познавательной деятельности: репродуктивный тип деятельности заключается в том, что «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приёмы; продуктивный тип деятельности, обозначает, что человек критически относится к ранее существующего и создаёт нового». Школьник, усвоив определённую сумму знаний, при изучении новых материалов использует предшествующее знание для нового осмысления. Тем самим, он развивает в себе определенную познавательную способность. Поэтому большую роль для формирования познавательных способностей в процессе познавательной деятельности старшеклассников играет гипотетическое предвидение. Чтобы формировать и развивать познавательную способность старшеклассников на уроках, учителю нужно создать такую ситуацию, который требует непосредственного осуществления познавательной деятельности школьника.

Развития пытливости, любознательности в каждом ученике, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности составляют одну из самих важных и необходимых задач нынешней школы. «Интерес к познанию, пробуждающийся под влиянием обучения заботливо и разумно поддерживаемый учителями, является основой развития познавательных способностей старшеклассников и даже, их профессиональной подготовки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Образовательный туризм и возможности его использования в процессе подготовки кадров системой среднего профессионального образования
Образовательный туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Студенты СПО, занимающиеся образовательны ...

Изучение родительской оценки работы логопеда и воспитателей
Анализ родительской оценки работы специалистов осуществлялся с помощью анкет (Анкета №1 «Оценка работы логопеда», Анкета №2 «Оценка работы воспитателей»). Изучение работы логопеда с помощью анкеты позволило выявить следующие характеристики родительской оценки. Отвечая на вопросы анкеты родители ука ...

Монография
Монография - это научное произволение, в котором итог всестороннего исследования, как все говорят, определенной темы или проблемы, выполненной одним или несколькими авторами. Монография, как правило, служит, как все говорят, формой публикации как бы научных результатов диссертации на соискание учен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru