Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 2

С этим связано то, что познавательные способности в старшем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. В старшем школьном возрасте мотивы учения связаны уже не столько с условиями школьной жизни учеников, сколько с перспективами их интересов.

Важной возрастной особенностью старшеклассника заключается в том, что он готовится к осуществлению своей мечты, т.е он готовится продолжить учёбу в высшие учебные заведения, получить профессию, найти место в сфере бизнеса, обслуживания, т.е. определить свое достойное место в обществе.

Определяя характерные черты школьников данного возраста, Н. А. Чурилин говорил: «…для старшеклассников приобретает характер та деятельность, которая способствует формированию общественно - полезных, профессиональных интересов личности. Именно старшеклассники, в силу специфики их учебной и трудовой деятельности, включаются в поиск межнаучных связей, переносят знания из одного предмета в другой и комплексно их применяют». Возрастные особенности, стадии возрастного развития, через которые проходят все нормальные дети, та почва, на которой вырастают и индивидуальные познавательные способности. Поэтому старший школьный возраст на лестнице школьного обучения занимает верхние, завершающие ступени, зрелый период. Это и есть – его особая роль, особая значимость в психическом развитии, в личной жизни и в формировании его личности. По формированию личных качеств, старшеклассник переходит период наблюдателя реальной жизни и станет непосредственным ее участником.

Чтобы добиться хороших результатов в учебе, школьникам этого возраста необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель А. Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Поэтому познавательные способности в этом возрасте четко приобретают ненасыщаемый характер, т.е. возрастают по мере удовлетворения. Они реализуются даже во внешкольных занятиях, в самостоятельном, интенсивном приобретении знаний.

Еще одной из возрастных особенностей учащихся старших классов заключается в том, что они находятся на завершающем этапе развития, перед началом самостоятельной жизни. Но личностная особенность этих групп школьников, в первую очередь, зависит от их правильного обучения и воспитания, что означает особенность социальной ситуации развития старших школьников. Среди школьников есть и будет много способных, одарённых, и талантливых, можно сказать и гениальных личностей. Для развития их способностей требуется особое внимание со стороны школы, учителей, родителей, общественности и. особенно, государства.

Для определения целей и задач по формированию и развитию познавательных способностей учащихся старших классов необходимо иметь чёткое представление о сущности познавательных способностей и психологической особенности старшеклассников. Многие педагоги и психологи нашей страны и зарубежом всё время останавливались на том, чтобы решить данную проблему.

Из таджикских психологов Х. Буйдаков, изучая возрастные особенности старшеклассников в своей работе по изучению личностных особенностей старшеклассников, предлагает следующие параметры:

направленность личности учащегося, интересы и склонности, отношение к учению и труду, к коллективу и самому себе;

волевые и эмоциональные качества;

особенности познавательной деятельности и способности, а также умственного развития учащегося.

Поэтому, работая с учениками, учитель должен помнить: отдать ученику можно только то, что имеешь сам, сформировать у него можно лишь такие черты, которые есть у тебя. Следует сказать о том, что формирование познавательной способности старшеклассников органически связано с удовлетворением духовных потребностей учащихся. А удовлетворение этих потребностей могут обеспечить только школа и учителя.

Анализируя педагого – психологические свойства обучения и его влияние на формирование познавательных способностей старших школьников, можно прийти к выводу, что иногда в процессе обучения учителя допускают некоторые ошибки: это когда учитель недостаточно хорошо знает своего преподаваемого предмета; когда учитель не знает или не берёт во внимание возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников; отсутствием у учителя чувства педагогического такта, что и приводит к ослаблению их познавательных способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие о самостоятельной работе ученика
Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, о ...

Рекомендации воспитателям
Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, оформление педагогических стендов). Часто родители, желая добра детям слишком активно помогают им, опекают, ожидая сиюминутного положительного ре ...

Система воспитательной работы в школе
В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы. Первую группу сост ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru