Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников

Страница 2

С этим связано то, что познавательные способности в старшем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми. В старшем школьном возрасте мотивы учения связаны уже не столько с условиями школьной жизни учеников, сколько с перспективами их интересов.

Важной возрастной особенностью старшеклассника заключается в том, что он готовится к осуществлению своей мечты, т.е он готовится продолжить учёбу в высшие учебные заведения, получить профессию, найти место в сфере бизнеса, обслуживания, т.е. определить свое достойное место в обществе.

Определяя характерные черты школьников данного возраста, Н. А. Чурилин говорил: «…для старшеклассников приобретает характер та деятельность, которая способствует формированию общественно - полезных, профессиональных интересов личности. Именно старшеклассники, в силу специфики их учебной и трудовой деятельности, включаются в поиск межнаучных связей, переносят знания из одного предмета в другой и комплексно их применяют». Возрастные особенности, стадии возрастного развития, через которые проходят все нормальные дети, та почва, на которой вырастают и индивидуальные познавательные способности. Поэтому старший школьный возраст на лестнице школьного обучения занимает верхние, завершающие ступени, зрелый период. Это и есть – его особая роль, особая значимость в психическом развитии, в личной жизни и в формировании его личности. По формированию личных качеств, старшеклассник переходит период наблюдателя реальной жизни и станет непосредственным ее участником.

Чтобы добиться хороших результатов в учебе, школьникам этого возраста необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель А. Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Поэтому познавательные способности в этом возрасте четко приобретают ненасыщаемый характер, т.е. возрастают по мере удовлетворения. Они реализуются даже во внешкольных занятиях, в самостоятельном, интенсивном приобретении знаний.

Еще одной из возрастных особенностей учащихся старших классов заключается в том, что они находятся на завершающем этапе развития, перед началом самостоятельной жизни. Но личностная особенность этих групп школьников, в первую очередь, зависит от их правильного обучения и воспитания, что означает особенность социальной ситуации развития старших школьников. Среди школьников есть и будет много способных, одарённых, и талантливых, можно сказать и гениальных личностей. Для развития их способностей требуется особое внимание со стороны школы, учителей, родителей, общественности и. особенно, государства.

Для определения целей и задач по формированию и развитию познавательных способностей учащихся старших классов необходимо иметь чёткое представление о сущности познавательных способностей и психологической особенности старшеклассников. Многие педагоги и психологи нашей страны и зарубежом всё время останавливались на том, чтобы решить данную проблему.

Из таджикских психологов Х. Буйдаков, изучая возрастные особенности старшеклассников в своей работе по изучению личностных особенностей старшеклассников, предлагает следующие параметры:

направленность личности учащегося, интересы и склонности, отношение к учению и труду, к коллективу и самому себе;

волевые и эмоциональные качества;

особенности познавательной деятельности и способности, а также умственного развития учащегося.

Поэтому, работая с учениками, учитель должен помнить: отдать ученику можно только то, что имеешь сам, сформировать у него можно лишь такие черты, которые есть у тебя. Следует сказать о том, что формирование познавательной способности старшеклассников органически связано с удовлетворением духовных потребностей учащихся. А удовлетворение этих потребностей могут обеспечить только школа и учителя.

Анализируя педагого – психологические свойства обучения и его влияние на формирование познавательных способностей старших школьников, можно прийти к выводу, что иногда в процессе обучения учителя допускают некоторые ошибки: это когда учитель недостаточно хорошо знает своего преподаваемого предмета; когда учитель не знает или не берёт во внимание возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников; отсутствием у учителя чувства педагогического такта, что и приводит к ослаблению их познавательных способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика проектной деятельности
При проектном методе обучения освоение знаний и приобретение умений учащимися осуществляется в процессе выполнения проекта, включением школьников в процессы проектирования, реализации и рефлексии. «Учебный проект» – самостоятельная, творческая, завершенная работа учащегося, соответствующая его возр ...

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Эстамп, как самостоятельное искусство
Линогравюра, ксилография, офорт, литография – все эти формы современной графики объедены общим понятием «эстамп». Массовость тиражей, небольшой формат делают эстамп современным, легко входящим во все области жизни. Интерьеры квартир, гостиниц, кафе, библиотек, выставки немыслимы сейчас без эстампов ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru