Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 4

Как же организовать внимание учащихся на уроке и на этой основе постепенно развивать произвольное внимание, формировать внимательность как черту личности. Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путём применения отдельных приёмов, а всей системой учебной и воспитательной работы в школе. Успешное воспитания внимания зависит от следующих основных усилий:

– воспитание произвольного (волевого) внимания по сути дела сводится к воспитанию чувства ответственности и к тренировке волевого усилия. У ученика необходимо постепенно и настойчиво воспитывать стремление добиваться цели, непременно сделать намеченное. Требовать, чтобы ученик всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы, даже если она привычна, легка, хорошо освоена, был внимательным. Никогда не работать невнимательно. Только в этом случае будет воспитана привычка быть внимательным. Надо целеустремленно воспитывать у школьника умение самому заставлять себя быть внимательным, делать внимание послушным. Ученик должен поверить в свои силы, поверить, что он может это сделать.

– воспитанию привычки быть внимательным способствует чёткая организация урока. Рабочий ритм урока, динамическое ведение занятий, яркость и новизна изложения, образная, выразительная речь учителя, сочетание эмоциональности и логичности изложения создают у учащихся установку быть внимательными. Особенно важно найти оптимальный темп ведения урока, не поспешно-торопливый, но и не нарочито замедленный, так как торопливость в работе учащихся приводит к их невнимательности и ошибкам, а замедленный, вялый темп работы способствует отвлечению внимания. Надо помнить, что однообразная, монотонная работа быстро утомляет, с чем связано притупление и отвлечение внимания. Дети же утомляются от однообразной работы быстрее, чем взрослые. Поэтому необходимо разнообразить работу учащихся на уроке. Разумеется, слишком частая смена занятий не способствует формированию устойчивого внимания – учащийся не успевает. Втянуться в одну работу, как ему приходится переключаться на другую.

– необходимо создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Наблюдения показывают, что если учитель активизирует мысленную деятельность учащихся, добивается чтобы ученики были захвачены работой, а не пребывали в состоянии интеллектуальной пассивности, бездумно слушая учителя и созерцая то, что он им показывает, если они активно осмысливают материал, производят с ним определенные действия – сравнивают, сопоставляют, наблюдают, делают выводы, решают конкретные задачи, но в этом случае не возникает необходимости специально заботиться о внимании школьников. Выполняемая детьми работа должна быть посильна для них, не черезмерно трудной и сложной, но и не простой и лёгкой.

– непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока. Одна из задач учителя – сделать урок интересным для учащихся. Но это не значит, что урок всегда должен быть занимательным. Великий русский педагог К.Д. Ушинский по этому поводу писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что, не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обязанность».

– важное условие воспитания внимания – физический труд школьников. Строгий режим труда, определённый его распорядок, правильная организация рабочего места, необходимость точно исполнять указания инструктора мобилизуют внимание, приучают сосредотачиваться на работе.

– важно упражнять произвольное внимание школьников (особенно младшего возраста), воспитывая их наблюдательность. Учить школьников наблюдать на уроке, дома, в пригороде. Учить ребёнка ориентироваться на улице, соблюдая правила уличного движения.

– большое значение имеет общественное мнение класса. Коллектив должен быть организован так, чтобы весь класс работал внимательно, осуждая тех, кто отвлекается, работает невнимательно и мешает работать другим.

– наконец, учителю следует знать индивидуальные особенности внимания каждого ученика. Только тогда можно ставить определённые задачи по воспитанию внимания и устранению определённых недочётов у каждого ребёнка. Надо знать причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство подростков с музыкальным произведением учитель начинает с беседы, задает им вопросы о композиторе и его произведениях, пройденных ранее (словесный метод): по ходу беседы исполняет знакомые фрагменты (наглядно слуховой метод): сообщает интересные сведения об истории создания произведения или об обстоятельствах исполнения, впечатлении, которое оно оказало на слушателей (стимулирующий метод):учащиеся слушают произведение в грамзаписи (наглядно-слуховой метод): отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями (словесный метод): выполняют предлагаемые учителем творческие задания: слушая, сравнивают и анализируют отдельные фрагменты произведения (наглядно слуховой метод, метод анализа и сравнения):определяют идею произведения (метод обобщения).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выявлены важнейшие условия правильной речи. Рассмотрена организация формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНРаРа В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребенка отличаются импульсивност ...

Педагогическая деятельность в педагогической системе
Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. ...

Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками
В младшем школьном возрасте ребёнку легче выразить эмоциональную реакцию на образы, стоящие в центре произведения, чем провести логические связи между выразительными средствами искусства. Поэтому на начальных этапах работы с произведениями искусства, в частности с литературными произведениями и кин ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru