Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 2

– социально обусловленное – внимание, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты;

– флуктурирующее – скользящее внимание, быстро переходящее с объекта на объект;

– чувственное – внимание, при котором в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление; связано преимущественно с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Характеристики:

Концентрация (сосредоточенность) внимания – поглощение внимания одним объектом при его отвлечении от др. Противоположное качество – рассеянность. Показателем сосредоточенности (интенсивности) внимания является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Тесно связана с объемом внимания и распределения. Развитие внимания – важнейшая задача учебного заведения, связанная с повышением качества образования.

Основные условия активизации внимания:

· Воспитание чувства ответственности и тренировки волевого усилия.

· Четкая организация учебных занятий.

· Создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся.

· Развитие интересов к учебному материалу.

· Участие в общественно полезном труде.

· Тренировка произвольного внимания, воспитание наблюдательности.

· Организационная деятельность коллектива, формирование общественного мнения класса, группы.

· Знание и учет индивидуальных особенностей внимания каждого учащегося.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Типы внимания – выделение категорий людей при характеристике их личности по степени внимательности, невнимательности и рассеянности. Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Зависит от:

– силы нервных процессов;

– степени подвижности и изменчивости объекта;

– характера деятельности;

– отношения к делу;

– сложившихся привычек и т.д.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у обучающихся зависит от ряда условий:

· Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности, важности, личной и общественной значимости цели деятельности.

· Четкое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

· Привычные условия работы.

· Возникновение косвенных интересов.

· Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей.

Внимание человека связано также с такими индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия и экстроверсия. При выполнении какой-либо работы экстроверты, в силу их большой подвижности делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственна установка на точность выполнения задания. Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстровертов. Она более легко даётся экстровертам и затруднена у интровертов.

Интроверсия – обращённость вовнутрь, к своим собственным переживаниям.

Экстроверсия – обращённость вовне, к явлениям внешнего мира.

Изучение психологии творчества музыкантов самых разных профилей наглядно показывает и доказывает, что выдающиеся мастера своего дела по сравнению с рядовыми музыкантами отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. Более того, часто именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальную деятельность, в конечном счёте обеспечивает впечатляющие художественные результаты. Все выдающиеся музыканты, особенно исполнители, в своих заметках и высказываниях постоянно подчеркивают роль внимания в достижении высокого мастерства.

Музыкант, не обладающим развитым вниманием, характеризуется противоположными исполнительскими и личностными качествами.

Причин, ведущих к невнимательности, может быть несколько.

· Отсутствие устойчивости внимания.

· Отсутствие быстроты переключения внимания с одного образа на другой.

· Трудности распределения внимания.

Известный фортепианный методист Л. Баренбойм однажды предложил своим студентам на лекции по вниманию «быть внимательными» в течение 30 секунд. Эти полминуты для студентов показались нескончаемыми, что, естественно, привело их к вопросу: «А к чему мы, собственно, должны быть внимательными?». Оказалось, что нельзя быть внимательными «вообще». Для сосредоточенного внимания необходим объект, к которому это внимание прилагается.

В психологии разработана теория внимания, как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля позволяет преодолеть некоторые дефекты внимание, например рассеянность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Коллективное творческое дело как технология воспитания
Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной ...

Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей. Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться п ...

Образ учителя в киноповести «Ключ без права передачи»
"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н. Толстой ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru