Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 2

– социально обусловленное – внимание, которое складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты;

– флуктурирующее – скользящее внимание, быстро переходящее с объекта на объект;

– чувственное – внимание, при котором в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление; связано преимущественно с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Характеристики:

Концентрация (сосредоточенность) внимания – поглощение внимания одним объектом при его отвлечении от др. Противоположное качество – рассеянность. Показателем сосредоточенности (интенсивности) внимания является «помехоустойчивость», невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Тесно связана с объемом внимания и распределения. Развитие внимания – важнейшая задача учебного заведения, связанная с повышением качества образования.

Основные условия активизации внимания:

· Воспитание чувства ответственности и тренировки волевого усилия.

· Четкая организация учебных занятий.

· Создание условий для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся.

· Развитие интересов к учебному материалу.

· Участие в общественно полезном труде.

· Тренировка произвольного внимания, воспитание наблюдательности.

· Организационная деятельность коллектива, формирование общественного мнения класса, группы.

· Знание и учет индивидуальных особенностей внимания каждого учащегося.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Типы внимания – выделение категорий людей при характеристике их личности по степени внимательности, невнимательности и рассеянности. Устойчивость внимания – длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Зависит от:

– силы нервных процессов;

– степени подвижности и изменчивости объекта;

– характера деятельности;

– отношения к делу;

– сложившихся привычек и т.д.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у обучающихся зависит от ряда условий:

· Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности, важности, личной и общественной значимости цели деятельности.

· Четкое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.

· Привычные условия работы.

· Возникновение косвенных интересов.

· Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей.

Внимание человека связано также с такими индивидуально-типологическими особенностями, как интроверсия и экстроверсия. При выполнении какой-либо работы экстроверты, в силу их большой подвижности делают чаще установку на скорость выполнения. Это отрицательно сказывается на точности выполняемой деятельности. Интровертам более свойственна установка на точность выполнения задания. Различна и переключаемость внимания у интровертов и экстровертов. Она более легко даётся экстровертам и затруднена у интровертов.

Интроверсия – обращённость вовнутрь, к своим собственным переживаниям.

Экстроверсия – обращённость вовне, к явлениям внешнего мира.

Изучение психологии творчества музыкантов самых разных профилей наглядно показывает и доказывает, что выдающиеся мастера своего дела по сравнению с рядовыми музыкантами отличаются не только более высоким уровнем развития музыкальных способностей, таких, как слух, память, воображение, но и более высоким уровнем развития у них внимания. Более того, часто именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальную деятельность, в конечном счёте обеспечивает впечатляющие художественные результаты. Все выдающиеся музыканты, особенно исполнители, в своих заметках и высказываниях постоянно подчеркивают роль внимания в достижении высокого мастерства.

Музыкант, не обладающим развитым вниманием, характеризуется противоположными исполнительскими и личностными качествами.

Причин, ведущих к невнимательности, может быть несколько.

· Отсутствие устойчивости внимания.

· Отсутствие быстроты переключения внимания с одного образа на другой.

· Трудности распределения внимания.

Известный фортепианный методист Л. Баренбойм однажды предложил своим студентам на лекции по вниманию «быть внимательными» в течение 30 секунд. Эти полминуты для студентов показались нескончаемыми, что, естественно, привело их к вопросу: «А к чему мы, собственно, должны быть внимательными?». Оказалось, что нельзя быть внимательными «вообще». Для сосредоточенного внимания необходим объект, к которому это внимание прилагается.

В психологии разработана теория внимания, как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля позволяет преодолеть некоторые дефекты внимание, например рассеянность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Роль игры в воспитании и обучении детей
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими с ...

Комплекс упражнений для совершенствования технико-тактической подготовленности
На занятиях волейболистов большое внимание уделяется приему подач, нападающих и обманных ударов. При этом особенно подчеркиваются такие момента, как правильное положение игрока, внимательное наблюдение за действиями игроков противоположной команды, правильный выбор места, своевременность выхода на ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru