Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 10

Послепроизвольное внимание – вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Формы внимания.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

· внутреннее внимание;

· интеллектуальное внимание;

· внешнее внимание;

· сенсорное (чувственное) внимание;

· моторное (двигательное) внимание.

Концентрация внимания – удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта», в качестве некоторой определенности, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, с одной стороны, и, ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта – с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчетливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчетливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи, то под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте. Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания, т.о. объем внимания – это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

Устойчивость внимания – в противоположность ей лабильность – характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно направлено новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Материалы о воспитании и обучении:

Поликультурное образование на примере этносов Северо-Запада России
К настоящему времени последовательное поликультурное воспитание в России остается штучным явлением. В учебных заведениях с этнокультурным компонентом учебно-воспитательная работа слабо направлена на систематический диалог культур. Мало используются перспективные пути поликультурного воспитания: кор ...

Методика преподавания линогравюры в системе дополнительного художественного образования
Занятия линогравюрой в школе могут играть важную роль в воспитании и развитии школьников, однако возможность их проведения зависит от возраста и уровня художественной подготовки учащихся. В начальных классах учащихся еще нет нужного для грамотного рисунка развития зрительного восприятия и поэтому с ...

Рисование
1. Следить за правильной посадкой детей при рисовании. 2. Учить различать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков. 3. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом. 4. Учить дет ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru