Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 1

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления, при одновременном отвлечении от других. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы.

Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания, понимается избирательный характер психической действительности, осуществления в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Различают три вида внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание имеет место когда выбор объекта действительности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то внимание является произвольным, или активным. Произвольное внимание является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…».

Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное внимание. Внимание возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления.

Непосредственной причиной появления внимания является значимость внешних воздействий (их субъективная новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности. Конкретные особенности внимания устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределения и возможности переключения.

Устойчивость внимания

– способность удерживать объект действительности в поле сознания на определённый срок, причём временный интервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Все выдающиеся деятели, которые внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, обладали феноменальной устойчивостью внимания. Известно, что Ньютон, который, задумавшись над теоремой, простоял в неудобной позе над столом в течение целых суток.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (избирательное отношение к объектам психической деятельности, характеризующееся тем, что из множества действующих в данный момент раздражителей (внешних и внутренних) объектом отражения оказываются лишь очень немногие из них).

Необходимое условие любой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в учебной деятельности. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т.п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью вниманию учащихся.

Внимание зависит от:

• характера деятельности и ее значения для человека;

•особенностей личности человека (потребностей, интересов, идейной направленности, волевых качеств, темперамента, характера);

• настроения;

• физического состояния человека (утомление или бодрое самочувствие).

Различают:

– внешнее – сенсорно-перцептивное, обращенное на объекты внешнего мира;

– внутреннее – интеллектуальное, обращенное на объекты субъективного мира (образы, мысли, эмоции и т.д.).;

– двигательное (моторное) – внимание, при котором в центре сознания находится движение;

– интеллектуальное – внимание, связанное с сосредоточенным и направленным интересом, объектом которого является мысль;

– непосредственное – внимание, которое не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

– непроизвольное – (пассивное, вынужденное) – разновидность внимания, направленность которого на тот или иной объект не связана с какими-либо намерениями, задачей или целью, и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью, грандиозностью и т.д.);

– опосредованное – внимание, которое регулируется с помощью специальных приемов или средств: жестами, словами, указательными знаками, звуковыми сигналами и т.д.;

– послепроизвольное – возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности; характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда;

– произвольное (волевое, активное, преднамеренное) – вызывается целью и задачей выполняемой деятельности, что и определяет его переключение на объекты или операции, необходимые для успешного разрешения задачи и достижения поставленной цели;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Тьюторство, как профессиональная деятельность
Рассмотрим, основные линии содержания работы тьютора. Сейчас мы рассмотрим собственно деятельность тьютора в образовательном процессе. Посмотрим на деятельность тьютора в образовательном процессе с нескольких точек зрения: с точки зрения функций тьютора, ис­полняемых им ролей, уровней компетентност ...

Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке
Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлият ...

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и спос ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru