Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Педагогика сегодня » Активизация внимания младших школьников в процессе восприятия музыки » Психолого-педагогические аспекты категории «Внимание»

Страница 1

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на одни предметы или явления, при одновременном отвлечении от других. Внимание, означающее способности человека сосредотачиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности. Его индивидуальные свойства у того или иного человека зависят от особенностей нервной системы.

Внимание, характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания, понимается избирательный характер психической действительности, осуществления в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.

Различают три вида внимания – непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание имеет место когда выбор объекта действительности определяется без заранее поставленной цели, непреднамеренно. Если выбор производится сознательно, преднамеренно, то внимание является произвольным, или активным. Произвольное внимание является актом воли, оно присуще только человеку и возникло в процессе труда: «Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании…».

Деятельность может так захватить человека, что её выполнение не требует от него специальных волевых усилий; наличие цели в сочетании с отсутствием волевых усилий характеризует послепроизвольное внимание. Внимание возникает, существует и развивается в деятельности, являясь необходимым условием её сознательного осуществления.

Непосредственной причиной появления внимания является значимость внешних воздействий (их субъективная новизна, интенсивность, контрастность и т.д.) для личности. Конкретные особенности внимания устанавливаются с помощью характеристик его устойчивости, объёма, распределения и возможности переключения.

Устойчивость внимания

– способность удерживать объект действительности в поле сознания на определённый срок, причём временный интервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Все выдающиеся деятели, которые внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, обладали феноменальной устойчивостью внимания. Известно, что Ньютон, который, задумавшись над теоремой, простоял в неудобной позе над столом в течение целых суток.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (избирательное отношение к объектам психической деятельности, характеризующееся тем, что из множества действующих в данный момент раздражителей (внешних и внутренних) объектом отражения оказываются лишь очень немногие из них).

Необходимое условие любой сознательной деятельности. Особенно велика его роль в учебной деятельности. Непонимание учебного материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении учебных заданий и т.п. часто вызываются отсутствием или недостаточностью вниманию учащихся.

Внимание зависит от:

• характера деятельности и ее значения для человека;

•особенностей личности человека (потребностей, интересов, идейной направленности, волевых качеств, темперамента, характера);

• настроения;

• физического состояния человека (утомление или бодрое самочувствие).

Различают:

– внешнее – сенсорно-перцептивное, обращенное на объекты внешнего мира;

– внутреннее – интеллектуальное, обращенное на объекты субъективного мира (образы, мысли, эмоции и т.д.).;

– двигательное (моторное) – внимание, при котором в центре сознания находится движение;

– интеллектуальное – внимание, связанное с сосредоточенным и направленным интересом, объектом которого является мысль;

– непосредственное – внимание, которое не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

– непроизвольное – (пассивное, вынужденное) – разновидность внимания, направленность которого на тот или иной объект не связана с какими-либо намерениями, задачей или целью, и определяется только свойствами самого объекта (новизной, необычностью, яркостью, грандиозностью и т.д.);

– опосредованное – внимание, которое регулируется с помощью специальных приемов или средств: жестами, словами, указательными знаками, звуковыми сигналами и т.д.;

– послепроизвольное – возникает на основе произвольного внимания и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности; характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда;

– произвольное (волевое, активное, преднамеренное) – вызывается целью и задачей выполняемой деятельности, что и определяет его переключение на объекты или операции, необходимые для успешного разрешения задачи и достижения поставленной цели;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Традиционный подход к формированию понятия "неравенства"
В традиционной системе мы рассмотрим программу, авторами которой являются М.И.Моро и др. С отношениями равенства и неравенства дети впервые встречаются начиная с первых уроков при сравнении двух множеств предметов, посредством установления взаимно-однозначного соответствия между составляющими их эл ...

Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников
В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ – стихов, сказок и рассказов «Живой Родник». Наш 4 «А» класс – живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способн ...

Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru