Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Страница 1

Цель экспериментальной работы - определить уровень развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ интегрированного вида № 147 "Улыбка" г. Чебоксары. В эксперименте участвовало 10 детей 5-6-летнего возраста.

Задача работы - выявить уровень развития непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Для эксперимента мы представляем следующие, наиболее часто используемые методики, предложенные Г.А. Урунтаевой:

"Вспомни картинки"

"Что к чему подходит?"

"Лото"

"Вспомни картинки"

Цель: оценка пассивной непроизвольной памяти и внимания.

Подготовка исследования. Подобрать набор предметных картинок размером 5×7 см (16 - 25 шт).

Проведение исследования. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: "Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них". Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации ребенка просят: "Назови картинки, которые ты запомнил".

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов. Полученные данные оформляют в таблицу. Сопоставляют средние показатели объема памяти и возраста детей. Выявляют, как дети справляются с задачей припомнить материал, как используют способы запоминания и какие.

Выводы об уровне развития:

10-9 картинок - высокий

8-5 картинок - средний

4-0 картинок - низкий.

"Что к чему подходит?"

Цель: оценка активной непроизвольной памяти.

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5×7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы каждый можно было разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Здесь при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: "Что к чему подходит?". После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов. Полученные данные оформляют в таблицу. Сопоставляют средние показатели объема памяти и возраста детей. Выявляют, как дети справляются с задачей припомнить материал и какие используют способы запоминания.

Выводы об уровне:

Высокий - разложил на 4 группы

Средний - разложил на 5-6 групп

Низкий - разложил на 6 и более группы.

"Лото"

Цель: определение роли слова в процессе непроизвольного запоминания.

Подготовка исследования. Подготовить 10 по листов картона и маленьких карточек с изображением знакомых и легких для называния предметов (мяч, корабль, утка, медведь), карточки с изображением мало знакомых ребенку музыкальных инструментов и ничего не изображающие "чертежи". Подготовить листы картоны с рисунками, соответствующими рисункам на карточках.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с ребенком. Перед ребенком кладут чистые листы картоны и дают маленькие карточки с изображением предметов. Ребенка просят закрыть листы картона карточками так, как в игре лото, например, лодку - лодкой, мяч - мячом и т.д. В этой методике необходимо осознать, что нарисовано на карточках, чтобы найти соответствующую карточку на большом листе. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках. Опыт можно проводить в трех вариантах (картинки, музыкальные инструменты и "чертежи").

Обработка данных. Подсчитывают число запомнившихся карточек. Результаты в процентах оформляют в таблицу. Анализируют особенности процесса непроизвольного запоминания и называния. В случае ничего не изображающих "чертежей" выясняют, случайно ли название, как приходит к нему ребенок, на какие признаки предмета он ориентируется при этом, как объясняет данное название.

Выводы об уровне развития:

10-8 картинок - высокий

7-5 картинок - средний

4-0 картинок - низкий.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности этнического воспитания
Воспитание – одна из основных категорий педагогики. На протяжении более чем двадцати столетий – от эпохи Платона до наших дней – эту категорию активно используют в большинстве человековедческих наук, давая ей различные содержательные трактовки. Анализ отечественной научно-педагогической литературы ...

Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности образовательного процесса. Главное интегративное свойство образовательного процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это ...

Профессиональный портрет социального педагога
Социальные педагоги - специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Спектр их деятельности широк и разнообразен. В зависимости от профиля специализации, социальный педагог может работать непосредственно в жилом доме или специализированном учреждении (отделении социальной помощ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru