Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Изучение уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста

Страница 1

Цель экспериментальной работы - определить уровень развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МДОУ интегрированного вида № 147 "Улыбка" г. Чебоксары. В эксперименте участвовало 10 детей 5-6-летнего возраста.

Задача работы - выявить уровень развития непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Для эксперимента мы представляем следующие, наиболее часто используемые методики, предложенные Г.А. Урунтаевой:

"Вспомни картинки"

"Что к чему подходит?"

"Лото"

"Вспомни картинки"

Цель: оценка пассивной непроизвольной памяти и внимания.

Подготовка исследования. Подобрать набор предметных картинок размером 5×7 см (16 - 25 шт).

Проведение исследования. Ребенку показывают картинки с изображением различных предметов, которые он должен рассмотреть. Не ставят задачу запомнить, говорят: "Я сейчас покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них". Картинки экспонируются последовательно одна за другой. После демонстрации ребенка просят: "Назови картинки, которые ты запомнил".

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов. Полученные данные оформляют в таблицу. Сопоставляют средние показатели объема памяти и возраста детей. Выявляют, как дети справляются с задачей припомнить материал, как используют способы запоминания и какие.

Выводы об уровне развития:

10-9 картинок - высокий

8-5 картинок - средний

4-0 картинок - низкий.

"Что к чему подходит?"

Цель: оценка активной непроизвольной памяти.

Подготовка исследования. Подобрать 3 набора предметных картинок размером 5×7 см (по 16 - 25 в каждом) так, чтобы каждый можно было разбить на 4 группы, например: животные, фрукты, овощи, одежда.

Проведение исследования. Здесь при запоминании используется прием классификации материала. Ребенку предлагают разложить набор картинок в 4 ряда, т.е. на 4 группы: "Что к чему подходит?". После выполнения задания картинки убирают и просят ребенка вспомнить и перечислить все картинки по рядам.

Обработка данных. Подсчитывают среднее арифметическое количество воспроизведенных названий предметов. Полученные данные оформляют в таблицу. Сопоставляют средние показатели объема памяти и возраста детей. Выявляют, как дети справляются с задачей припомнить материал и какие используют способы запоминания.

Выводы об уровне:

Высокий - разложил на 4 группы

Средний - разложил на 5-6 групп

Низкий - разложил на 6 и более группы.

"Лото"

Цель: определение роли слова в процессе непроизвольного запоминания.

Подготовка исследования. Подготовить 10 по листов картона и маленьких карточек с изображением знакомых и легких для называния предметов (мяч, корабль, утка, медведь), карточки с изображением мало знакомых ребенку музыкальных инструментов и ничего не изображающие "чертежи". Подготовить листы картоны с рисунками, соответствующими рисункам на карточках.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с ребенком. Перед ребенком кладут чистые листы картоны и дают маленькие карточки с изображением предметов. Ребенка просят закрыть листы картона карточками так, как в игре лото, например, лодку - лодкой, мяч - мячом и т.д. В этой методике необходимо осознать, что нарисовано на карточках, чтобы найти соответствующую карточку на большом листе. Через некоторое время ребенка спрашивают, что нарисовано на карточках. Опыт можно проводить в трех вариантах (картинки, музыкальные инструменты и "чертежи").

Обработка данных. Подсчитывают число запомнившихся карточек. Результаты в процентах оформляют в таблицу. Анализируют особенности процесса непроизвольного запоминания и называния. В случае ничего не изображающих "чертежей" выясняют, случайно ли название, как приходит к нему ребенок, на какие признаки предмета он ориентируется при этом, как объясняет данное название.

Выводы об уровне развития:

10-8 картинок - высокий

7-5 картинок - средний

4-0 картинок - низкий.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Дифференцированные задания и их выполнение учащимися
В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей экономической самостоятельности, то среди молод ...

История педагогической мысли
Начало нашей эры стало свидетелем глубочайших кризисов античного мира. Огромная Римская Империя перестала выдерживать свою собственную тяжесть. Кризисы III и V вв. привели к ее исчезновению на Западе и к превращению к VII в. Восточной Римской Империи в Византию. С крушением Западной Римской Империи ...

Речевой этикет как неотъемлемая часть общения
а) Сущность и назначение речевого этикета Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используе ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru