Психолого-педагогические условия формирования памяти у дошкольников с нарушениями речи

Страница 2

А.В. Запорожец установил, что во всех перечисленных видах деятельности есть некоторые общие особенности - их моделирующий характер и их значительная роль в интеллектуальном развитии.

А. Андреева отмечает в своих исследованиях, что изобразительная деятельность наиболее благотворно влияет на воображение. Конструирование - один из видов продуктивной деятельности. Оно, по мнению, Е.А. Юзбековой, оказывает развивающее действие на мышление ребенка.

Далее рассмотрим более подробно игру, которая выступает как одно из главных средств формирования памяти ребенка.

В последнее десятилетие в педагогической литературе появилось много определений игры. Например, ученые П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров давали следующее определение игры: "Игра есть то, что задумано и сделано; то что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат".

Не менее интересно определение игры у Г.К. Селевко: "Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением".

Д.Б. Эльконин определяет игру следующим образом: "Человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне усилий непосредственно утилитарной деятельности".

В. Штерн в своей теории игры принимает позицию К. Гросса, но, вместе с тем, рассматривает ее "со стороны сознания" и проявления в игре детской фантазии.

П.Ф. Коптерев отмечал, что в обучении ребенку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах, т.е. здесь уже речь идет о психическом развитии. "Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме". По его мнению, игры должны быть признаны существенным подспорьем систематическому учению; обучение и игры не враги - это друзья, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга.

Многие исследователи (С.А. Шмаков, С.Л. Новоселова, Н.А. Короткова) игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков, психического, интеллектуального развития и самореализации. Она способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Игра - это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, эмоциональной стабильности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

Игры творческие и их разновидности;

Игры - драматизации и строительные игры;

Подвижные игры;

Дидактические игры.

Интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные (игры теплокровных животных и их детенышей, игры первобытных людей и их детей, игры современных детей на разных стадиях развития) и искусственные (детские игры, результативные игры).

И.В. Дубровина отмечает, что знание теории игры и умение ее использовать, позволит глубже и интересней построить содержание работы с детьми: при использовании игры как дидактического средства в приобретении и формировании определенных умений и навыков, игровые приемы обучения помогут раскрыть содержание в доступной и занимательной форме, сформировать умственные действия, психические процессы.

Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Переход от игры к серьезным занятиям в школе слишком резок и может сказаться на психическом развитии ребенка. Между свободной игрой и регламентированными занятиями нужна переходная форма. По мнения, Н.К. Крупской решающую роль в этом имеют дидактические игры.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но и в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие о лексических антонимах
Анто́нимы (греч. αντί- "против" + όνομα "имя") — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы по тип ...

Сравнительный анализ особенностей грамматического строя речи
Анализ результатов констатирующего эксперимента позволяют заключить, что у обследованных нами школьников с дислексией имеются грубые нарушения грамматического строя речи. Школьники данной группы (77% исследованных школьников) с ошибками употребляют существительные множественного числа в Родительном ...

Аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных пр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru