Психолого-педагогические условия формирования памяти у дошкольников с нарушениями речи

Страница 1

Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые семь лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей системе народного образования.

Л.А. Венгер отмечает, что для того чтобы воспитание обеспечило оптимальные условия всестороннего развития детской личности, необходимо непрерывно совершенствовать теорию дошкольной педагогики, широко используя достижения смежных наук (физиологии, психологии, логики), и перейти от описания педагогических явлений к обнаружению лежащих в их основе закономерностей, знание которых позволит сознательно управлять сложнейшими процессами формирования детской личности.

По существу, речь идет о том, чтобы реализовать в области дошкольного воспитания те требования, которые были в свое время четко определены Н.К. Крупской по отношению к общим проблемам разработки методики учебно-воспитательной работы с детьми. "Методика, правильно поставленная, - писала Н.К. Крупская, - должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории развития данной отрасли знания, определяться целями школы, базироваться на достижениях научной материалистической психологии, на всестороннем знании ребенка, его возрастных особенностей и того, как эти особенности преломляются в среде, соответствующей данной эпохе".

Основываясь на общих положениях, разработанных в психологии, многие ученые, под руководством А.П. Усовой исходили в своих исследованиях из определенных представлений о природе психических процессов и о движущих причинах их развития. Суть этих исходных представлений может быть вкратце сформулирована следующим образом.

Во-первых, как показывают современные психологические исследования, в частности работы нашей лаборатории, различные психические процессы, формирующиеся в ходе развития ребенка, представляют собой своеобразные действия, выполняющие особые ориентировочные и регулирующие функции в общем контексте практических и познавательных деятельностей ребенка и находящиеся в определенных функциональных и генетических связях с исполнительскими компонентами этих деятельностей. Процесс формировании действий связан с превращением материальных действий в действия внутренние.

Второе положение заключается в том, что формирование и развитие психических процессов в онтогенезе человека происходит, как это было показано в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., не путем вызревания врожденных способностей и не путем индивидуального приспособления к наличным условиям существования, а в основном путем "социального наследования" (Ф. Энгельс), путем усвоения общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Лишь в результате овладения материальной и духовной культурой, созданной человечеством, могут развиться у отдельного индивида те психические процессы и свойства личности, которые необходимы для его дальнейшего полноценного участил в общественно полезной творческой трудовой деятельности.

Многочисленные педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что различные формы обучения дают разный развивающий эффект.

По мнению А.В. Запорожца, большинство методик главным образом ориентировано на материальную сторону обучения и направлено на передачу ребенку известной суммы знаний и умений, которые прямо могут быть в дальнейшем использованы при выполнении общественно полезной деятельности, использованы при решении жизненно важных задач.

Л.А. Венгер отмечает, что анализ характерных для дошкольного возраста видов деятельности, в контексте которых происходит умственное развитие ребенка позволил выделить некоторые из них.

Формирование памяти - это сложный, последовательный процесс, который может протекать по различным направлениям. Ведущие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) выделяют средства, с помощью которых можно успешно развивать память, такие как: моделирование, конструирование, ручной труд.

Другая группа исследователей указывает на следующие виды деятельности, посредством которых идет интенсивное развитие памяти: изобразительная деятельность, в которую входят лепка, рисование, аппликация, музыкальная деятельность, различные виды игр.

Все это несомненно вносит свой огромный вклад в развитие всех высших психических процессов.

Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности - игра и продуктивная деятельность. Эти виды деятельности сложились в ходе исторического развития человечества, именно они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника, которые соответствуют значению данной возрастной ступени в общей лестнице психического развития.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Требования, предъявляемые к программному обеспечению учебного назначения
Требования к обучающим программам Существуют общие требования к качеству любого программного продукта: производительность; легкость и простота использования; гибкость (возможность изменять, добавлять, расширять); способность к взаимодействию (возможность интегрировать с другими приложениями); целос ...

Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том ...

Программные средства учебного назначения
И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН): -индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; -осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; -осуществлять с ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru