Психолого-педагогические условия формирования памяти у дошкольников с нарушениями речи

Страница 1

Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые семь лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей системе народного образования.

Л.А. Венгер отмечает, что для того чтобы воспитание обеспечило оптимальные условия всестороннего развития детской личности, необходимо непрерывно совершенствовать теорию дошкольной педагогики, широко используя достижения смежных наук (физиологии, психологии, логики), и перейти от описания педагогических явлений к обнаружению лежащих в их основе закономерностей, знание которых позволит сознательно управлять сложнейшими процессами формирования детской личности.

По существу, речь идет о том, чтобы реализовать в области дошкольного воспитания те требования, которые были в свое время четко определены Н.К. Крупской по отношению к общим проблемам разработки методики учебно-воспитательной работы с детьми. "Методика, правильно поставленная, - писала Н.К. Крупская, - должна вытекать из самой сущности предмета, базироваться на изучении истории развития данной отрасли знания, определяться целями школы, базироваться на достижениях научной материалистической психологии, на всестороннем знании ребенка, его возрастных особенностей и того, как эти особенности преломляются в среде, соответствующей данной эпохе".

Основываясь на общих положениях, разработанных в психологии, многие ученые, под руководством А.П. Усовой исходили в своих исследованиях из определенных представлений о природе психических процессов и о движущих причинах их развития. Суть этих исходных представлений может быть вкратце сформулирована следующим образом.

Во-первых, как показывают современные психологические исследования, в частности работы нашей лаборатории, различные психические процессы, формирующиеся в ходе развития ребенка, представляют собой своеобразные действия, выполняющие особые ориентировочные и регулирующие функции в общем контексте практических и познавательных деятельностей ребенка и находящиеся в определенных функциональных и генетических связях с исполнительскими компонентами этих деятельностей. Процесс формировании действий связан с превращением материальных действий в действия внутренние.

Второе положение заключается в том, что формирование и развитие психических процессов в онтогенезе человека происходит, как это было показано в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др., не путем вызревания врожденных способностей и не путем индивидуального приспособления к наличным условиям существования, а в основном путем "социального наследования" (Ф. Энгельс), путем усвоения общественного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Лишь в результате овладения материальной и духовной культурой, созданной человечеством, могут развиться у отдельного индивида те психические процессы и свойства личности, которые необходимы для его дальнейшего полноценного участил в общественно полезной творческой трудовой деятельности.

Многочисленные педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что различные формы обучения дают разный развивающий эффект.

По мнению А.В. Запорожца, большинство методик главным образом ориентировано на материальную сторону обучения и направлено на передачу ребенку известной суммы знаний и умений, которые прямо могут быть в дальнейшем использованы при выполнении общественно полезной деятельности, использованы при решении жизненно важных задач.

Л.А. Венгер отмечает, что анализ характерных для дошкольного возраста видов деятельности, в контексте которых происходит умственное развитие ребенка позволил выделить некоторые из них.

Формирование памяти - это сложный, последовательный процесс, который может протекать по различным направлениям. Ведущие психологи и педагоги (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) выделяют средства, с помощью которых можно успешно развивать память, такие как: моделирование, конструирование, ручной труд.

Другая группа исследователей указывает на следующие виды деятельности, посредством которых идет интенсивное развитие памяти: изобразительная деятельность, в которую входят лепка, рисование, аппликация, музыкальная деятельность, различные виды игр.

Все это несомненно вносит свой огромный вклад в развитие всех высших психических процессов.

Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности - игра и продуктивная деятельность. Эти виды деятельности сложились в ходе исторического развития человечества, именно они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника, которые соответствуют значению данной возрастной ступени в общей лестнице психического развития.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Уровни общения педагогов и школьников
Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнер ...

Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке
Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке. Проанализировав прог ...

Общая характеристика усвоения звуковой системы детьми в онтогенезе
Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научается говорить,— правильно и четко, как и взрослые, произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли — нельзя однозначно. Овла ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru