Существуют факты о снижении в развитии ряда психических процессов у детей с речевыми нарушениями, таких, как: память, внимание, мышление. Как правило, они разрозненны, не систематизированы и в основном касаются очень узкого круга речевых диагнозов: афазия, общее недоразвитие речи. В то же время, значительно меньше имеется сведений о взаимосвязи различных психических процессов у детей с нарушениями речи и тех компенсаторных механизмах, благодаря которым происходит снижение нагрузки на ослабленные психические процессы.
Таким образом, еще в начале XIX века в некоторых отечественных исследованиях отмечается неравномерность речевого развития ребенка: периоды интенсивного развития отдельных сторон речи сменяются паузами, при которых возможны потери ранее приобретенных навыков. Известно, что в ходе речевого развития ребенок усваивает различные формы речи постепенно: переходит от более простых форм к более сложным и в этом главная заслуга памяти. Т.е., возможно, в разные возрастные периоды ребенок способен к усвоению определенных речевых форм, но этот процесс во многом зависит от памяти, которая в большинстве случаев нарушена.
Итак, можно отметить то, что в дошкольном возрасте, память начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка, т.е. именно в этом возрасте память включается в единый процесс формирования личности. Важно так же отметить то, что у детей с речевыми нарушениями наиболее развита моторная память, чем у детей с нормальным речевым развитием. У детей с речевой патологией наиболее снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, наблюдается диффузная недостаточность краткосрочной памяти.
Материалы о воспитании и обучении:
Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми
нарушениями
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьм ...
Виды нарушений слуха
Cенсориневральные нарушения слуха Сенсориневральные нарушения слуха - нарушения, при которых страдает процесс звуковосприятия. Проблемы с последним возникают, когда имеют место повреждения, дисфункции, недоразвитие и прочие патологические изменения в улитке, волокнах слухового нерва и центрах нервн ...
Критерии оценки творческого мышления
В оценке творческих характеристик исследователь имеет дело прежде всего с качеством явления. Сопоставление результатов исследования группой ученых во главе с Дж.Гилфордом и параллельно и независимо провели В.Лоуэнфельд и К.Бейттел, что позволило выявить 8 существенных критериев, пригодных для диффе ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.