Существуют факты о снижении в развитии ряда психических процессов у детей с речевыми нарушениями, таких, как: память, внимание, мышление. Как правило, они разрозненны, не систематизированы и в основном касаются очень узкого круга речевых диагнозов: афазия, общее недоразвитие речи. В то же время, значительно меньше имеется сведений о взаимосвязи различных психических процессов у детей с нарушениями речи и тех компенсаторных механизмах, благодаря которым происходит снижение нагрузки на ослабленные психические процессы.
Таким образом, еще в начале XIX века в некоторых отечественных исследованиях отмечается неравномерность речевого развития ребенка: периоды интенсивного развития отдельных сторон речи сменяются паузами, при которых возможны потери ранее приобретенных навыков. Известно, что в ходе речевого развития ребенок усваивает различные формы речи постепенно: переходит от более простых форм к более сложным и в этом главная заслуга памяти. Т.е., возможно, в разные возрастные периоды ребенок способен к усвоению определенных речевых форм, но этот процесс во многом зависит от памяти, которая в большинстве случаев нарушена.
Итак, можно отметить то, что в дошкольном возрасте, память начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка, т.е. именно в этом возрасте память включается в единый процесс формирования личности. Важно так же отметить то, что у детей с речевыми нарушениями наиболее развита моторная память, чем у детей с нормальным речевым развитием. У детей с речевой патологией наиболее снижена слуховая память и продуктивность запоминания, объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, наблюдается диффузная недостаточность краткосрочной памяти.
Материалы о воспитании и обучении:
Педагогические условия формирование математической речи младших учеников в курсе
начального математического образования
Формирование математической речи учащихся и овладение ими математическим языком обеспечивает сознательность учения, ускоряет становление математического мышления как общности логических операций, способности к дедуктивным рассуждениям, мышлению свернутыми конструкциями, разумному оперированию знако ...
Изучение организационных форм и содержания работы МДОУ с семьями
воспитанников
Экспериментальное изучение работы с родителями специализированного учреждения осуществлялось на базе МДОУ №20 города Богородицка Тульской области, в течении 2001 – 2002 и 2002 – 2003 учебного года. В соответствии с целями эксперимента исследование включало изучение организационных форм и содержания ...
Изучение родительской оценки работы логопеда и воспитателей
Анализ родительской оценки работы специалистов осуществлялся с помощью анкет (Анкета №1 «Оценка работы логопеда», Анкета №2 «Оценка работы воспитателей»). Изучение работы логопеда с помощью анкеты позволило выявить следующие характеристики родительской оценки. Отвечая на вопросы анкеты родители ука ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.