Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Страница 3

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примерного человеком. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не сопровождается проникновение в сущность предметов и явлений, не опирается на понимание запоминаемого материала. Установлено, что на путь механического заучивания в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям.

Исследования, проведенные А.А. Люблинской и А.С. Золотниковой показали, что впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5. Дети 5 - 6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Г.А. Урунтаева считает, что важным в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Г.А. Урунтаева приводит особенности развития памяти в дошкольном возрасте такие, как преобладание непроизвольной образной памяти; память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, в первую очередь представления и первичные понятия; дети приобретают навыки, умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Ранние детские представления имеют характерные особенности: бессистемность, слитность, неподвижность и клочкообразность.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире и оказывают непосредственное влияние на развитие памяти.

Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные виды восприятия.О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова исследовали внимание. Мышление и его различные формы изучали И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Эльконин, О.Н. Усанова. Воображение и его особенности исследовал В.П. Глухов.Г.С. Гуменная изучала особенности памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и спос ...

Коллективное творческое дело как технология воспитания
Аббревиатура КТД (коллективное творческое дело) знакома практически всем людям, близким к педагогике. Обычно этот феномен — коллективное творческое дело — рассматривают в контексте педагогики общей заботы (коммунарской педагогики), где КТД — жесткая организационная форма, основанная на определенной ...

Школьный курс истории таджикского народа - один из важных факторов формирования познавательной способности старшеклассников
Ныне в таджикском обществе происходят прогрессивные изменения, и они охватывают все сферы жизни государства и общества, как политические и социально-экономические сферы, так и сферы культуры, прав и свободы граждан. Они касаются и образовательную сферу, которая должна быть приведена в соответствие ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru