Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Страница 3

Произвольное запоминание делится на механическое и логическое в зависимости от способа запоминания, примерного человеком. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не сопровождается проникновение в сущность предметов и явлений, не опирается на понимание запоминаемого материала. Установлено, что на путь механического заучивания в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте чаще всего становятся дети интеллектуально пассивные, не приученные к умственным усилиям.

Исследования, проведенные А.А. Люблинской и А.С. Золотниковой показали, что впервые действие самоконтроля проявляется у ребенка в 4 года. А резкое изменение его уровня происходит при переходе от 4 к 5. Дети 5 - 6 лет уже успешно контролируют себя, запоминая или воспроизводя материал. С возрастом меняется стремление к полному и точному воспроизведению. Если в 4 года дети вносят самопоправки в пересказ в связи с сюжетными изменениями, то 5-6-летние дошкольники исправляют текстуальные неточности.

Так память все больше становится подконтрольной самому ребенку.

Г.А. Урунтаева считает, что важным в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Г.А. Урунтаева приводит особенности развития памяти в дошкольном возрасте такие, как преобладание непроизвольной образной памяти; память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный опыт, который систематически обогащается: накапливаются знания, в первую очередь представления и первичные понятия; дети приобретают навыки, умения. Все в большем количестве и на длительное время сохраняются следы мыслей, пережитых чувств. Ранние детские представления имеют характерные особенности: бессистемность, слитность, неподвижность и клочкообразность.

Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире и оказывают непосредственное влияние на развитие памяти.

Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых, как Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные виды восприятия.О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова исследовали внимание. Мышление и его различные формы изучали И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Эльконин, О.Н. Усанова. Воображение и его особенности исследовал В.П. Глухов.Г.С. Гуменная изучала особенности памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Кодирование информации
Человек способен воспринимать информацию из внешнего мира по пяти каналам в соответствии с имеющимися у него органами чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Опустив рассуждения о том, как информация воспринимается человеком по этим каналам, отметим две принципиально различные формы предста ...

Анализ и обработка педагогического контроля над соревновательной и тренировочной деятельностью
Соревнования, в которых участвовали спортсмены, рассматривались, во-первых, как одно из наиболее эффективных средств обучения и совершенствования техники игровых приёмов. Во-вторых, по показателям соревновательной деятельности можно оценить уровень мастерства. Методика контроля соревновательной дея ...

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru