Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Страница 1

На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти.

Так, сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3 - 4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Нужно подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы "сам собой", непроизвольно. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания. Она характеризуется недлительным сохранением. Другой важной особенностью, по мнению Д.Б. Эльконина, является то, что сначала у ребенка развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого или начале второго года жизни. По мере овладения навыками ходьбы и речи память ребенка начинает быстро развиваться. Заметно увеличивается латентный, или скрытый период узнавания и воспроизведения. Так, в конце первого года жизни ребенок узнает родное лицо после двух-трехнедельной разлуки, а на втором году жизни может узнавать знакомого человека после полутора-двухмесячного перерыва.

Г.А. Урунтаева отмечает то, что к концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее преднамеренный характер, т.е. все запоминается как бы "само собой". Она пишет, что память детей раннего возраста обогащается содержанием представлений. В памяти появляется новый процесс памяти - воспроизведение. Начинает бурно развиваться словесная память.

Я.Л. Коломенский отмечает, что память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью. Это подтверждается тем, что дети запоминают материал быстро и легко. На этом основании зарубежные психологи (Э. Мейман, К. Бюлер) считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. Но в ходе исследований выяснилось, что ребенок запоминает и воспроизводит иначе, чем взрослый. Пластичность усиливает сохранение ненужного материала.

Более подробно рассмотрим развитие непроизвольной памяти. До 3-4 лет память ребенка, как известно, носит преимущественно непреднамеренный характер. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребенку разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, людях, их взаимоотношениях и деятельности. Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях и единственной, не утрачивает своего значения и в последующие годы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников
В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в ра ...

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru