Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Педагогика сегодня » Формирование непроизвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических игр » Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи

Страница 1

На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следовательно, и запечатлевает в своих системах памяти.

Так, сразу после рождения приступает к функционированию образная память (в элементарной форме). На первом месяце жизни ребенка появляется однотипная реакция на повторяющийся раздражитель. На 3 - 4-м месяце у малыша начинает формироваться образ предмета. Так создается фундамент образной памяти.

Нужно подчеркнуть, что память в младенческом возрасте не является самостоятельным процессом, она включена в восприятие и ощущение, а значит, материал запоминается как бы "сам собой", непроизвольно. Память проявляется сначала в форме запечатления, затем узнавания. Она характеризуется недлительным сохранением. Другой важной особенностью, по мнению Д.Б. Эльконина, является то, что сначала у ребенка развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Важным моментом в развитии памяти младенца является ее выделение из процесса ощущения и восприятия. Создается возможность воспроизведения образа предмета в его отсутствие. Первые представления об отсутствующих предметах в более или менее отчетливой форме отмечаются у детей в конце первого или начале второго года жизни. По мере овладения навыками ходьбы и речи память ребенка начинает быстро развиваться. Заметно увеличивается латентный, или скрытый период узнавания и воспроизведения. Так, в конце первого года жизни ребенок узнает родное лицо после двух-трехнедельной разлуки, а на втором году жизни может узнавать знакомого человека после полутора-двухмесячного перерыва.

Г.А. Урунтаева отмечает то, что к концу раннего возраста резко увеличивается объем и прочность детской памяти. Главной особенностью памяти ребенка этого периода является ее преднамеренный характер, т.е. все запоминается как бы "само собой". Она пишет, что память детей раннего возраста обогащается содержанием представлений. В памяти появляется новый процесс памяти - воспроизведение. Начинает бурно развиваться словесная память.

Я.Л. Коломенский отмечает, что память детей раннего возраста характеризуется большой пластичностью. Это подтверждается тем, что дети запоминают материал быстро и легко. На этом основании зарубежные психологи (Э. Мейман, К. Бюлер) считали, что у ребенка память лучше, чем у взрослого. Но в ходе исследований выяснилось, что ребенок запоминает и воспроизводит иначе, чем взрослый. Пластичность усиливает сохранение ненужного материала.

Более подробно рассмотрим развитие непроизвольной памяти. До 3-4 лет память ребенка, как известно, носит преимущественно непреднамеренный характер. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ребенку разнообразные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, людях, их взаимоотношениях и деятельности. Непроизвольная память, являясь у маленького ребенка господствующей, а на более ранних ступенях и единственной, не утрачивает своего значения и в последующие годы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома
Современный этап развития нашего общества характеризуется значительным притоком несовершеннолетних, в большинстве случаев сирот, в интернатные учреждения. Сиротство - это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен ...

Чтение как сложный психофизиологический процесс
Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Значение чтения заключается в обогащении человека знаниями, в формировании и нравственном воспитании личности. Чтение является сложным психическим процессом и прежде всего процессом смыслового вос ...

Преимущества проектного метода в обучении
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. И конечно, они видят, как ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru