Сущность процесса памяти

Страница 7

Эмоциональная память - это память на эмоционально окрашенные события, на переживания. Она имеет большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти. Особенно эмоциональная память проявляется в человеческих отношениях. На этом виде памяти, по мнению многих ученых, непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Установлено, что события чрезвычайной важности запускают механизм эмоциональной памяти, который производит запись всего, что человек переживает в данный момент.

По мнению многих психологов (Е.Г. Ковальская, И.А. Корниненко) осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. Однако эти виды памяти относятся к "профессиональным" видам памяти, поскольку особенно интенсивно развиваются в связи со специальными условиями деятельности. Высокого уровня развития один из этих видов памяти достигает в условиях, когда он должен компенсировать недостающие типы памяти.

Б.Г. Мещеряков дает следующее определение, механическая память - это такой вид памяти, который основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю последовательность явлений. Этот вид памяти менее продуктивен, т.к. лишен опоры на системы временных связей, которые уже были образованы в прошлом опыте человека. Механическое запоминание характеризуется отсутствием установления логической связи между частями запоминаемого материала.

Логическая память (смысловая), по мнению А.Г. Маклакова, основывается на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. Смысловые связи, устанавливаемые при осмысленном запоминании, - это ассоциации, объединенные и обобщенные посредством слов в группы, комплексы. Смысловая память наиболее продуктивна, т.к. опирается на системы временных связей, уже образованные в прошлом опыте человека. Психологи установили, что эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала и по характеру целей деятельности, Л.Д. Столяренко делит память на память делят на непроизвольную и произвольную.

В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи, т.е. информация запоминается сама собой - без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией. В ходе многочисленных исследований было выявлено, что непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Согласно Л.Д. Столяренко, при произвольной памяти информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. Непроизвольная память сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание при прочих равных условиях заметно продуктивнее непроизвольного: оно обеспечивает большую систематичность, сознательность, прочность усвоения знаний. Однако непроизвольное запоминание, являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, может быть более продуктивным, чем произвольное запоминание, если последнее осуществлено вне указанных выше условий.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Приемы ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ...

Последовательность подготовки материалов к печати
Подготовку материалов исследования к печати необходимо, в конце концов, проводить в, как все говорят, такой последовательности. Составляют план-проспект и систематизируют материал исследования, при этом строго как бы придерживаются положения о том, что как бы второстепенные сведения или опубликован ...

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru