Сущность процесса памяти

Страница 6

Следует особо отметить, что без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В долговременную память может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций, тормозящих этот процесс.

Л.Д. Столяренко также выделяет промежуточную память. Она обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит мене трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация храниться в генотипе, передается и воспроизводиться по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Примечательно, что генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Р.С. Немов особо выделяет двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточно точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных (трудовых, спортивных, игровых) умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Так, зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна ля людей любых профессий. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени "видеть" воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Таким образом, данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Р.С. Немов выделяет слуховую память, которая является одной из разновидностей образной памяти, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением слуховых образов. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков (речевых, музыкальных). Нужно отметить, что слуховая память может выступать также в качестве индивидуальной особенности памяти человека: у отдельных людей слуховые представления закрепляются и воспроизводятся легче и быстрее по сравнению с другими представителями.

Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Это память на слова, мысли, суждения, умозаключения. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Нередко многие ученые называют этот вид памяти вербальной памятью. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях. Особенностью словесно-логической памяти является то, что она есть специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Дифференцированные упражнения по математике как средство формирования приёма сравнения
Одна из задач, которая заложена в Государственном стандарте начального образования – ориентация системы образования на детскую личность, её развитие. Личностно-развивающая направленность образования невозможна без дифференциации обучения. Основное назначение дифференцированных заданий в том, чтобы, ...

Сравнительный анализ особенностей развития фонематического восприятия
Овладение письменной речью непосредственно связано с уровнем развития фонематической стороны речи. Для выявления уровня сформированности фонематического восприятия у младших школьников нами было исследовано умение детьми дифференцировать артикуляторно и аккустически сходные звуки. Анализ полученный ...

Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и харак ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru