Сущность процесса памяти

Страница 4

По мнению С.Л. Рубинштейна, процессы памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительно важное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный, процесс. Это ее важнейшая характерная черта.

В.В. Никитин говорит о значении памяти в жизни и деятельности людей. Память - основа всякого изучения. Если человек забывал все, что воспринимал, переживал и дела, его психическое развитие было бы невозможно.

Д.Б. Эльконин отмечает, что Когда ребенок рождается, он ничего не знает и ничего не умеет. Для того чтобы подняться на более высокую ступень развития, он должен усвоить знания об окружающем мире, овладеть нормами поведения, приобрести определенные навыки и умения. Все это связано с работой памяти.

Особенно высокие требования к развитию памяти детей предъявляет обучение в школе. В процессе обучения ребенок обогащает свою память знаниями не только полученными в результате своего личного опыта, но и теми, которые добыты предшествующими поколениями. Без такого накопления опыта невозможна никакая человеческая деятельность, никакой физический или умственный труд. Это еще раз подчеркивает значимую роль памяти в развитии ребенка.

Следует отметить, что память многолика. В отечественной и зарубежной психологии существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае многие исследователи (А.А. Смирнова, А.Г. Маклаков) выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной, словесно-логической, и других видах памяти. В зависимости от особенностей связей, образовавшихся между частями воспринятого материала (между образами предметов или между словами, составляющими содержание прослушанной сказки или прочитанного рассказа), различают так называемый механический и логический виды памяти. Далее рассмотрим их более подробно.

Согласно современному психологическому словарю, мгновенная, или иконическая (от греч. eikon - изображение, картина), память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации органами чувств. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Более продолжительная иконическая память со временем хранения до нескольких секунд выступает в виде последовательных образов. Этот вид памяти выполняет ряд функций в процессе переработки информации как: хранение всей сенсорной информации для последующего отбора релевантной информации; поддержание перцептивной непрерывности (средство связи между настоящими и прошлыми следами); контроль адекватности преобразований, которые осуществляются на более высоких уровнях обработки информации.

Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это - память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадая в долговременное хранилище.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...

Метод геометрических мест
Учитель разъясняет сущность метода геометрических мест. Сущность метода геометрических мест, используемого при решении задач на построение, состоит в следующем. Пусть, решая задачу на построение, нам надо найти точку Х, удовлетворяющую двум условиям. Геометрическое место точек, удовлетворяющих перв ...

Методика руководства театрализованными играми
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru