Сущность процесса памяти

Страница 3

Сохранение опыта исследователи (Э. Мейман, К. Бюлер) все более уверенно связывают с биохимической структурой и функцией нервной ткани. В ней как бы "закодирован" опыт прошлых поколений и индивидуальный опыт каждого организма.

Роль ассоциаций в деятельности памяти была показана еще древнегреческим философом Аристотелем, хотя под этим словом он понимал связи, субъективно устанавливаемые самим человеком, т.е. привносимые им в окружающий мир, а не отражающие объективные отношения, существующие между явлениями.

Оживление в коре головного мозга ранее образовавшихся ассоциативных систем есть восстановлении в памяти (т.е. воспроизведение) прежде полученных впечатлений. Воспроизведение может возникнуть при повторном воздействии уже известного предмета или явления, тогда имеет место узнавание

А.А. Люблинская отмечает, что сохранившиеся следы прежних впечатлений могут оживляться при восприятии нового содержания, в чем-то сходного или как-то связанного с воспринятым ранее. В этих случаях имеет место воспроизведение по ассоциации давно забытого, казалось бы, события, лица, обстановки. Образование нервных временных связей между различными системами мозговых клеток создает готовность соответствующих нервных клеток и проводящих путей к более легкому последующему возбуждению при повторном воздействии тех же раздражителей.

Поскольку слово также является специфическим раздражителем, органически слитым с воспринимаемым человеком предметом (действием или признаком), образующаяся в коре головного мозга система нервных связей включает не только первосигнальные, но и второсигнальные ассоциации.

Основными процессами памяти, согласно Л.Д. Столяренко являются:

Заучивание. Л.Д. Столяренко выделяет такие приемы заучивания:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысления.

Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.

Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память.

Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Сохранение.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память. Оно бывает произвольным (припоминание) и непроизвольным.

Узнавание - отождествление воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Различается узнавание индивидуальное и родовое. Особое явление представляет собой ложное узнавание, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.

Забывание - один из процессов памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, как фитотерапия, ароматерапия, арт-терапия и др. Рассмотрим их использование в нашей практике более подробно. Ароматерапия Эфирные масла определенных растений используются в ароматерапии, так как способствуют гармонии тел ...

Специфика предмета «Иностранный язык»
Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи. Одна из закономерностей методики обучения иностранн ...

Методический инструментарий отслеживания результатов апробации
Мы определили следующие средства изучения повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Косвенные Прямые -наблюдение; -беседа с учителем английского языка -экран настроения (в начале и по окончанию урока) -анкета Таблица критериев и показателей наблюдения за участием учащихся 7класса Б ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru