Сущность процесса памяти

Страница 3

Сохранение опыта исследователи (Э. Мейман, К. Бюлер) все более уверенно связывают с биохимической структурой и функцией нервной ткани. В ней как бы "закодирован" опыт прошлых поколений и индивидуальный опыт каждого организма.

Роль ассоциаций в деятельности памяти была показана еще древнегреческим философом Аристотелем, хотя под этим словом он понимал связи, субъективно устанавливаемые самим человеком, т.е. привносимые им в окружающий мир, а не отражающие объективные отношения, существующие между явлениями.

Оживление в коре головного мозга ранее образовавшихся ассоциативных систем есть восстановлении в памяти (т.е. воспроизведение) прежде полученных впечатлений. Воспроизведение может возникнуть при повторном воздействии уже известного предмета или явления, тогда имеет место узнавание

А.А. Люблинская отмечает, что сохранившиеся следы прежних впечатлений могут оживляться при восприятии нового содержания, в чем-то сходного или как-то связанного с воспринятым ранее. В этих случаях имеет место воспроизведение по ассоциации давно забытого, казалось бы, события, лица, обстановки. Образование нервных временных связей между различными системами мозговых клеток создает готовность соответствующих нервных клеток и проводящих путей к более легкому последующему возбуждению при повторном воздействии тех же раздражителей.

Поскольку слово также является специфическим раздражителем, органически слитым с воспринимаемым человеком предметом (действием или признаком), образующаяся в коре головного мозга система нервных связей включает не только первосигнальные, но и второсигнальные ассоциации.

Основными процессами памяти, согласно Л.Д. Столяренко являются:

Заучивание. Л.Д. Столяренко выделяет такие приемы заучивания:

Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысления.

Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической.

Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память.

Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).

Сохранение.

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее закрепленного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память. Оно бывает произвольным (припоминание) и непроизвольным.

Узнавание - отождествление воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Различается узнавание индивидуальное и родовое. Особое явление представляет собой ложное узнавание, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.

Забывание - один из процессов памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и следующей за ним.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Нормативная база правового образования в средней школе
В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно разв ...

Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь ...

Личностные изменения подростков
Самые существенные изменения у подростков происходят в личностной сфере. Наиболее значимая характеристика развития личности - это формирование чувства взрослости. Виды взрослости хорошо изучены и описаны Т. В. Драгуновой: это подражание внешним признакам взрослости, равнение на психосексуальные обр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru