В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи. Методическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является - принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учреждении доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей гуманитарной педагогики.
Успех работы педагогического коллектива во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов.
В ходе методической работы по улучшению психологического климата в коллективе наметили решение следующих задач:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;
- снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;
- помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста.
Поставленные задачи планируем реализовать с помощью модели деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе, которая показана на рисунке 3.
Рис. 3 Модель деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе
Одним из компонентов реализации модели деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по улучшению психологического климата в педагогическом коллективе является планирование работы по поддержанию благоприятного психологического климата. Нами была разработана и апробирована на практике программа деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по созданию социально-психологического климата в педагогическом коллективе, которая показана в таблице 6.
Таблица 6
Программа деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения по созданию социально-психологического климата в педагогическом коллективе
п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
1 этап – организационно-подготовительный – 2011 год | |||
1 |
Изучение уровня психологического климата в коллективе |
Август-сентябрь 2011 г. |
Заведующий ДОУ, педагог-психолог |
2 |
Подбор диагностического инструментария (анкеты, тесты, опросники и пр.) для выявления готовности педагогов к внедрению ФГТ |
Сентябрь-ноябрь 2011 г. |
Заведующий ДОУ, педагог-психолог |
3 |
Диагностические исследования педагогического состава ДОУ для выявления исходного уровня готовности к внедрению изменений |
Декабрь-март2012 г. |
Заведующий ДОУ, педагог-психолог |
4 |
Анализ результатов диагностических данных по выявлению исходного уровня подготовки кадрового ресурса к внедрению ФГТ |
Апрель-май 2012 г. |
Заведующий ДОУ, педагог-психолог |
2 этап – внедренческий – 2012-2013 годы | |||
1 |
Обработка методов, приёмов, управленческих подходов в реализации программы подготовки кадрового ресурса к внедрению ФГТ |
2012-2013 г. |
Административная группа ДОУ |
2 |
Освоение новых управленческих технологий в реализации инновационного потенциала педагогического коллектива |
2012-2014 г.г. |
Административная группа ДОУ |
3 |
Выявление профессиональных интересов педагогов, затруднений и проблем внедрения ФГТ |
Ежегодно |
Административная группа ДОУ, педагог-психолог |
3 |
Разработка и заполнение индивидуальных карт сотрудников формирования готовности к внедрению ФГТ |
Август-сентябрь 2012 г. |
Старший воспитатель, педагог-психолог |
4 |
Корректировка индивидуальных карт сотрудников |
2 раза в год |
Старший воспитатель, педагог-психолог |
5 |
Проведение психолого-педагогических семинаров для педагогического коллектива ДОУ по формированию готовности к внедрению ФГТ: Консультация «Законодательное обеспечение системы образования на современном этапе». Разработка плана работы рабочей группы по введению ФГТ к структуре и условиям ООП ДО. Семинар «Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей с учётом ФГТ». Семинар-практикум «Комплексно-тематическая модель построения образовательного процесса начиналась». Педагогические часы: «Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в процессе реализации ФГТ» Организация совместной деятельности при реализации образовательных областей «Познание» и «Коммуникация». Семинар–практикум «Организация образовательной среды с учетом требований ФГТ». Консультации: «Динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей» «Формы организации образовательного процесса с учетом требований ФГТ к структуре ООП ДО» «Особенности организации непосредственно образовательной деятельности» «Совместная и самостоятельная деятельность при организации образовательной деятельности в режимных моментах» Система семинаров в ДОУ «Организация воспитательно- образовательного процесса с учетом ФГТ» по трем направлениям: формы организации образовательного процесса; обновление развивающей среды; решение задач интеграции. Педагогический час: «Технология портфолио педагога» Смотр-конкурс «Готовность групп к новому учебному году» (оснащение среды с учетом ФГТ) Оформление стендового уголка в методическом кабинете «Внедрение ФГТ» (со сменной информацией). |
Апрель 2012, октябрь-ноябрь 2012 г. |
Административная группа ДОУ, педагог-психолог |
6 |
Обновление и коррекция нормативно-правовых документов ДОУ (должностные инструкции, коллективный договор и правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договора, приказы) |
Сентябрь-октябрь 2011 г. |
Административная группа ДОУ, председатель профкома ДОУ |
7 |
Разработка перспективного плана-графика повышения квалификации сотрудников |
Сентябрь 2011 г. |
Старший воспитатель |
8 |
Разработка нормативно-правовой документации (Положение о творческой группе, положение об инновационной деятельности, положение о смотре предметно-развивающей среды «Лучшая группа ДОУ», «Лучший участок ДОУ», положение о конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года») |
Ноябрь 2011 г. |
Административная группа ДОУ, председатель профкома ДОУ |
9 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров |
Ежегодно |
Старший воспитатель |
11 |
Проведение внутрисадового конкурса «Воспитатель года» |
Ежегодно |
Старший воспитатель |
12 |
Обобщение передового педагогического опыта |
Ежегодно |
Старший воспитатель |
13 |
Создание банка данных передового педагогического опыта |
2011-2013 |
Старший воспитатель |
14 |
Административная поддержка педагогов, работающих в инновационном режиме |
Постоянно |
Административная группа |
15 |
Поощрение сотрудников за достижение наиболее высоких результатов (распространение положительного опыта в СМИ, объявление благодарности, вручение грамот) |
Постоянно |
Административная группа |
16 |
Обеспечение социально-правовых гарантий педагогов, соблюдение охраны труда и техники безопасности |
Постоянно |
Заведующий, председатель профкома |
17 |
Реализация механизма денежного вознаграждения: - корректировка положения о выплатах стимулирующего характера |
Январь 2011 г. |
Заведующий, председатель профкома |
3 этап – обобщающий (рефлексивный) – 2014 год | |||
1 |
Мониторинг и коррекция программы: Наблюдение за деятельностью педагогов; Анкетировании педагогов; Беседа с педагогами, Изучение документации и анализ состояния психологического климата коллектива. |
2013 г. |
Заведующий ДОУ, педагог-психолог |
Материалы о воспитании и обучении:
Становление этнического самосознания личности
В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В.Ю. Хотинец утверждает, что чувство принадлежности к группе, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity), мало чем отличается от понимания " ...
Роль компенсаторных механизмов в развитии глухих детей
Все исследования отмечают, что при нарушении слуха имеется возможность с помощью сохранных анализаторов регулировать и осуществлять сложные виды движений комплексно или избирательно воздействовать на те или иные функции. В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухи ...
Программа блочного курса «История и культура прибалтийско-финских
народов России»
В России свыше ста малых субъектов поликультурного воспитания. Среди них условно можно выделить коренные группы и иммигрантов. Положение малых субъектов далеко не одинаково. Часть коренных субъектов имеют государственно-культурную автономию и самостоятельность, другие – нет. Соответственно у них ра ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.