Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией

Педагогика сегодня » Анализ логопедических технологий, способствующих устранению дислексии у детей младшего школьного возраста » Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией

Страница 3

На четвертом уровне происходит перенос «громкоречевого действия» во внутренний план. Действие начинает осуществляться с проговаривание про себя.

Выполнение действий на пятом уровне происходит при сокращении самой «речевой формулы». Внешняя речь начинает превращаться во внутреннюю. Действие и его детали уходят из-под сознательного контроля.

Выводы, сделанные советским психологом, позволяют видеть, каким образом происходит формирование любого психического явления. Необходимо учитывать последовательность и поэтапность формирования любого действия в связи с тем, что, по словам П.Я.Гальперина, «полноценное действие более высокого порядка не может сложиться без опоры на предшествующие формы того же действия и в конечном счете на его исходную форму».

Нами также учитывались положения теории Т.Г.Егорова о поэтапном формировании навыками овладения чтения. Навык чтения включает два основных компонента: во-первых, декодирование текстов, представленных в графической форме, перевод их в устноречевую форму; во-вторых, понимание значения письменных текстов. На начальном этапе своего формирования навык чтения осуществляется полностью под контролем сознания. Схема регуляции и контроля за действиями максимально развернута. По мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операций.

При проведении исследования нами также учитывались особенности структуры речевого дефекта, общие и специфические особенности развития навыков чтения младших школьников с дислексией, в связи с чем, в процессе логопедической работы, осуществлялся дифференцированный подход.

Учитывая различные принципы изучения и коррекции нарушений речи (принцип доступности, системности, последовательности, взаимосвязи речи с другими психическими процессами; деятельностный, дифференцированный и научный подходы) и общедидактические принципы обучения детей с дислексией, а также основываясь на теоретических положениях и результатах констатирующего эксперимента нами были определены направления коррекционно-логопедической работы по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией.

Коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией строится в 2 этапа. Необходимость выделения поэтапной работы с данной категорией школьников обусловлена тем, что несформированность навыков чтения у младших школьников с дислексией сочетается с незрелостью высших психических функций. Таким образом, коррекционно-логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с дислексией определяется следующими направлениями:

I. Подготовительный этап

а) развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений, дифференциации;

б) развитие зрительного внимания, памяти, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса;

в) формирование грамматического строя речи (работа над предложением);

г) усвоение младшими школьниками слогов как целостных единиц опознания.

II. Основной этап

а) работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текста;

б) формирование грамматического строя речи (формирование функций словоизменения и словообразования);

в) развитие дифференциации смешиваемых школьниками звуков;

г) усвоение младшими школьниками слов как целостных единиц опознания.

Каждое направление имеет свои задачи и строится с учетом определенной последовательности: от более простых форм работы к более сложным, а также учитывает поэтапное формирование навыков чтения.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Исследование развитости воображения
Тест: «Вербальная (словесная) фантазия Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, ...

Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с ...

Особенности переключения внимания глухих учащихся
Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся. В нашем исследовании мы исходим из оп ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru