Предлагаемые нами методики, позволяют исследовать основные характеристики социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Они достаточно просты в проведении и обработке результатов, экономны по времени. Отвечают требованиям надёжности и валидности, позволяют эффективно и качественно изучить и оценить характерологические особенности социально-психологического климата по критериям, спланировать при необходимости мероприятия по его оптимизации и коррекции.
Опираясь на исследования Б. Д. Парыгина, определили следующие критерии уровня психологического климата педагогического коллектива:
Критерии оценки благоприятного социально-психологического климата: высокая требовательность и доверие членов организации друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении всех вопросе групповой жизни; удовлетворенность принадлежностью к организации; высокая степень взаимопомощи; достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Критерии оценки неблагоприятного социально-психологического климата: низкая требовательность и доверие членов организации друг к другу; нет свободного выражения собственного мнения при обсуждении всех вопросе групповой жизни; неудовлетворенность принадлежностью к организации; низкая степень взаимопомощи; недостаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Тест В. А. Ядова «Удовлетворенность работой».
Методика позволяет с достаточной степенью достоверности диагностировать уровень удовлетворенности работника психологической конфортностью условиями труда внутри коллектива, содержанием деятельности, взаимоотношениями с руководством и коллегами, возможность профессионального роста.
По результатам обследования можно набрать от 14 до 70 баллов:
15—20 — вполне удовлетворен работой;
21 — 32 — удовлетворен;
33—44 — не вполне удовлетворен;
45—60 — крайне не удовлетворен.
Таблица среднестатистических значений удовлетворенности работой трудового коллектива педагогов МКДОУ № 27 показал следующие результаты, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Оценка удовлетворенности работой (по В. А. Ядову) в педагогическом коллективе в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении № 27 комбинированного вида, г. Сатка
№ |
Ф. И. О. |
Баллы |
Критерии |
1 |
А. Н. И. |
31 |
удовлетворен; |
2 |
Ж. Л.Р. |
30 |
удовлетворен; |
3 |
К. Л. В. |
31 |
удовлетворен; |
4 |
В. Т. И. |
39 |
не вполне удовлетворен; |
5 |
Б. С. В. |
20 |
вполне удовлетворен |
6 |
Т. М. Н. |
27 |
удовлетворен; |
7 |
А. Т. С. |
31 |
удовлетворен; |
8 |
К. Т. В. |
19 |
вполне удовлетворен |
9 |
Б. Е. В. |
31 |
удовлетворен; |
10 |
Н. Л. А. |
30 |
удовлетворен; |
11 |
Н. Л, П. |
35 |
не вполне удовлетворен; |
12 |
Е. О. Е. |
29 |
вполне удовлетворен |
13 |
К. О. А. |
33 |
не вполне удовлетворен |
14 |
П. Л. Н. |
38 |
не вполне удовлетворен; |
15 |
Ч. Н. Е. |
31 |
удовлетворен; |
Материалы о воспитании и обучении:
Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной
науке
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей. Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться п ...
Исследование состояния звукопроизношения у детей
Обследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №49», в исследование принимали 5 детей старшего дошкольного возраста. Работа начиналась с наблюдением за детьми и в процессе наблюдения, нами были выявлены дети, которые не проявляли интереса к играм с участием движением мелкой моторики рук (лото, ...
Общая характеристика устной речи
Устная речь располагает определенными звуковыми средствами для выражения и различения смысла. Эти средства образуют фонетическую систему языка. Основными элементами фонетической системы являются фонемы, словесное ударение и интонация. По определению фонетистов (Зиндера, М.И. Матусевич) фонема являе ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.