Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников

Страница 3

д) определение количества звуков в словах

Материал исследования: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овца, калитка, диктант.

Процедура и инструкция: Ребенку зачитывается группа слов, во время пауз он отвечает на предложенный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно и назови, сколько звуков в этом слове».

е) позиционный анализ (определение места звука по отношению к другим звукам слова)

Материал исследования:

1. Рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия;

2. Кошка, солнышко, ушки, солнышко, пороша, слышно.

Процедура и инструкция: Зачитывается группа слов, во время пауз ребенок отвечает на предложенный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно, какой по счёту [р] в слове» или «Назови соседей звука [ш]».

Оценка выполнения задания:

5 баллов - простые формы фонематического анализа не нарушены (выделение первого звука, выделение последнего звука), в заданиях не сложные формы фонематического анализа (определение места в словах - ошибок нет, но могут 6ыть допущены ошибки при позиционном анализе слов).

4 балла - простые формы фонематического анализа не нарушены, ребенок допускает незначительные ошибки.

3 балла - имеются незначительные нарушения простых форм фонематического анализа (1-2 ошибки в следующих заданиях: выделение звука на фоне слова, выделение первого и последнего звука). Нарушена сложная форма фонематического анализа (ошибки в определении места звука, количества звуков в словах и при выполнении заданий на позиционный анализ).

2 балла - имеются значительные нарушения простых форм фонематического анализа (ошибки в выделении звука на фоне слова, выделении первого и последнего звука).

1 балл - отказ от выполнения задания.

IV. Исследование языкового анализа и синтеза

1. Анализ состава предложения

Определить количество, последовательность и место слов в предложении.

Материал исследования. Стоят теплые деньки. Осенью часто люьт дожди. Зимой в поле уныло воет ветер.

Процедура и инструкция: зачитываются предложения. Ребенок, прослушав предложение отвечает на заданный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сколько я произнес слов?».

Оценка выполнения задания:

4 балла - ребенок правильно назвал количество слов в предложении.

3 балла - ошибки в определении места слова в предложении.

2 балла - ошибки в определении количества и места слов в предложении.

1 балл - ошибки в определении последовательности слов в предложении, их количестве и месте.

2. Слоговой анализ и синтез

А) Определить количество звуков (слогов) в слове.

Материал исследования: мыть, кровать, поднос, ласточка, веселее.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сколько звуков (слогов) в слове?».

Б) Произнести слитно слово (предложение), произнесенное экспериментатором.

Материал исследования:

1 . Ч’-а-с, п-ы-л', т’-м-а, п-а-р-к, з-в-у-к, с’-т'-и-х'-и, ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з’-д'-и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д'-и.

2. Ско-во-ро-да, за-мо-ро-жен-ный, ка-на-ва, по-то-лок, те-ле-фон, по-лу-чи-ла, ко-те-нок, бу-ма-га.

3. На-сту-пи-ла вес-на. На сто-ле ле-жат кни-ги. О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг. На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.

Процедура и инструкция: зачитываются слова, предложения с паузами (в первом случае) между звуками, (во 2-м и 3-м) между слогами. Ребенок, прослушав слово (предложение) отвечает на заданный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Какое слово получилось. Назови его».

Оценка выполнения задания:

4 балла - ребенок правильно назвал слова, произнесенные по звукам, а также предложения, произнесенные по слогам.

3 балла - ошибки в определении слов, произнесенных по звукам, ошибок в определении слов и предложений, произнесенных по слогам нет.

2 балла ошибки в определении слов, произнесенных по звукам и предложениях, произнесенных по слогам, ошибок в определении слов произнесенных по слогам нет.

1 балл - ошибки в определении слов, произнесенных по слогам и звукам, и предложениях, произнесенных по слогам.

3. Фонематические представления.

А) Назвать слова, в которых есть звук [ш].

Б) Назвать слова, в которых 4 звука, 5 звуков.

В) Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.

Материал исследования: предметные картинки (роза, крыша, машина, книга, чайник, волк.

Процедура и инструкция: экспериментатор дает инструкцию: «Назови слова, в которых есть звук [ш] (в которых 4 звука)».

4 балла - ребенок правильно назвал слова.

3 балла - ошибки в определении слов с заданным количеством звуков.

2 балла ошибки в определении слов, с заданным звуком, а также с заданным количеством звуков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужи ...

Психолого – педагогические основы формирования речи
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельност ...

Методика руководства театрализованными играми
Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru