Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников

Страница 2

Процедура и инструкция: Ребенку зачитывается серия из двух или трех слогов, которую он должен правильно повторить, затем дается следующая инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»

Оценка выполнения задания:

5 баллов - правильно названы все слоги, количество слогов в предложенной серии не изменено. Ребенок способен дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие - шипящие и т.д.

4 балла - неправильно названы 1 – 2 слога, количество слогов предложенной серии не изменено, имеются незначительные нарушения дифференцировки звуков по противопоставлениям; свистящие - шипящие аффрикат (между собой и составляющие их звуки).

3 балла - неправильно названы 3 - 4 слога, количество слогов в предложенной серии не изменено, или неправильно названы 1 - 2 слога и пропущено (вставлено) 1 - 2 лишних слога. Имеются нарушения дифференциации звуков по противопоставлениям: свистящие - шипящие, аффрикаты (между собой или составляющих их звуков) звонкие - глухие, твердые - мягкие.

2 балла - неправильно названы 5 - 6 слогов, их количество в серии не изменено или неправильно названы 3 - 4 слога и пропущено (вставлено) 2 - 3 лишних слога. Нарушения дифференциации звуков. Отмечаются нарушения дифференциации звуков по противопоставлениям: свистящие - шипящие, аффрикаты (между собой и составляющие их звуки) звонкие - глухие, твердые - мягкие.

1 балл - неправильно названо более 7 слогов, их количество изменено или нет. Отмечаются нарушения дифференциации звуков по противопоставлениям свистящие - шипящие, аффрикаты (между собой составляющие их звуки), звонкие глухие, твердые - мягкие.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

б) Исследование дифференциации слов – квазиомонимов.

Материал исследования: коса - коза, усы - ужи, сук - жук, гроза - глаза, мышка – мишка, собор - забор, сова – софа, лес - лещ, сайка – шайка, крыса – крыша, плюс - плющ, почка - бочка, башня - пашня, челка - телка, том - дом, класс - глаз, икра - игра.

Процедура и инструкция: Исследование дифференциации слов - квазиомонимов проводится на материале картинок, представленных в приложении. Ребенку называется картинка, которую он должен молча показать. Картинки называются одним словом. Дополнительных или пояснительных слов не допускается. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и тоже название повторяется несколько раз подряд. Нижняя часть лица экспериментатора закрывается экраном (листом бумаги). Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь показывать их на картинках».

Оценка выполнения задания:

5 баллов - не допущено ни одной ошибки, верно показаны картинки.

4 балла - если при выполнении задания допущено 1 - 2 ошибки.

3 балла - при выполнении задания допущено 3 - 4 ошибки.

2 балла - допущено 5 - 6 ошибок.

1 балл - при выполнении задания допущено 7 и более ошибок. Долгие колебания при выборе картинки, ожидание подсказки, выбор картинки наугад.

III. Исследование фонематического анализа

а) выделение звука на фоне слова.

Материал исследования:

1. Мышка, дерево, рама, дом, рак, кошка, комната, лампа.

2. Чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка.

Процедура и инструкция: Ребенку зачитывается группа слов, услышав заданный звук, в этих словах он должен хлопнуть в ладоши. Затем дается инструкция: «Слушай внимательно, я буду читать тебе слова, если ты услышишь в них звук [м] и звук [ч] во втором случае, то хлопки в ладоши».

б) выделение первого звука из слова

Материал исследования:

1. Астра, удочка, иней, кран, мухомор.

2. Соловей, гребешок, свисток, дрова, рваный.

Процедура и инструкция: Зачитывается группа слов. Во время пауз ребенок должен назвать первый звук. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Назови первый звук в словах».

в) выделение последнего звука из слова

Материал исследования:

1. Мак, карандаш, дом, аист, палец.

2. Кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга.

Процедура и инструкция: Ребенку зачитывается группа слов. Во время пауз ребенок должен назвать последний звук. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. Назови последний звук в словах»

г) определение места звука (начало, конец, середина) в слове

Материал исследования:

1. Ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор.

2. Цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, перец, цыпленок.

Процедура и инструкция: Зачитываются слова, во время пауз ребенок отвечает на предложенный вопрос. Экспериментатор дает инструкцию: «Слушай внимательно. В начале, конце или середине слова находится звук [р] (в первом случае), звук [ц] (во втором случае)»

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Становление гендерной идентичности
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого ...

Пути сохранения и повышения мотивации студентов
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее станови ...

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru