Содержание методики исследования нарушений чтения у младших школьников

Страница 1

В основу методики констатирющего эксперимента положены современные представления о процессе формирования навыков чтения, о фунциональных системах, о сложных динамических процессах, лежащих в основе чтения. При разработке содержания методики нами были адаптированы приемы и технологии, указанные в работе Р.И.Лалаевой и Л.В.Венедиктовой.

I. Исследование зрительно - пространственных функций

а) пространственное представление

Материал исследования: картинка с изображением человека. Процедура и инструкция: Встав напротив ребенка, предложить ему сначала показать свою левую (правую) руку (ногу, ухо, глаз), а затем у стоящего напротив человека. После попросить показать правую и левую руку (ногу, ухо, глаз) человека, изображенного на картинке. Экспериментатор дает инструкцию: «Покажи правую (левую) руку (ногу, ухо, глаз) у себя, у меня, у человека изображенного на картинке».

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильно показано все на всех трех объектах. Задание не вызвало никаких затруднений. Хорошая ориентация в понимании право и лево.

2 балла - правильно выполнено задание, показано на себе и на стоящем напротив или на себе и на картинке. Имеются затруднения в пространственной ориентировке.

1 балл - задание не выполнено правильно ни на одном объекте.

б) узнавание букв, изображенных разными шрифтами и слов, написанных стилизованными буквами.

Материал исследования: карточки, на которых изображены слова, написанные стилизованными буквами и разными шрифтами.

Процедура и инструкция: ребенку предлагается карточка, на которой изображены слова, написанные стилизованными буквами и разными шрифтами. Ребенок должен назвать буквы и прочитать слово. Экспериментатор дает инструкцию: «Посмотри внимательно. Назови мне какие буквы изображены и прочти какое слово получилось».

Оценка выполнения задания:

3 балла - названы все буквы правильно и прочитаны слова, написанные стилизованные буквы и разными шрифтами.

2 балла - не узнают 1 - 3 буквы, затруднения в узнавании букв.

1 балл - не узнал 4 и более букв, ожидание подсказки, называние наугад.

0 баллов - отказ от выполнения или не назвал ни одной буквы.

в) узнавание букв правильно и зеркально написанных

Материал исследования: карточки с буквами написанными правильно и зеркально.

Процедура и инструкция: Ребенку предлагается карточка с буквами написанными правильно и зеркально, он должен назвать какая буква написана и правильно ли она написана.

Инструкция: «Какая буква изображена? Правильно ли она написана?»

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильно названы все предложенные буквы и объяснено правильно или нет, они написаны. Хорошо отличает правильно и зеркально написанные буквы.

2 балла – 1 - 4 ошибки в узнавании букв. Затруднение в объяснении правильности написания букв.

1 балл - 5 и более ошибок в узнавании правильно написанных или зеркально расположенных букв. Угадывание правильного изображения букв.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

г) узнавание графически сходных букв

Материал исследования: картинки графически сходных букв.

Процедура и инструкция: Ребенку предъявляются пары букв, сходных по начертанию, которые он должен правильно назвать. Экспериментатор дает инструкцию: «Назови буквы, изображенные на рисунке, объясни, чем они похожи, а чем отличаются».

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильно выполнено задание, названы буквы, объяснено отличие и схожесть букв.

2 балла – 1 - 3 ошибки в выполнении задания, трудность в объяснении отличия и схожести букв.

1 балл - 4 и более ошибок.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

д) узнавание «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, наложенных друг на друга

Материал исследования: изображения «зашумленных» букв.

Процедура и инструкция: Ребенку предъявляются карточки с изображением зашумленных букв, изображенных пунктиром, наложенных друг на друга. Он должен назвать их. Экспериментатор дает инструкцию: «Посмотри внимательно и назови, какие написаны буквы».

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильно выполнено задание, названы буквы изображённые «зашумлено», пунктиром, наложенных друг на друга. Затруднений в выполнении заданий не было.

2 балла - допущено 1-3 ошибок в выполнении задания.

1 балл - допущено 4 и более ошибок в узнавании «зашумленных» букв, изображенных пунктиром, наложенных друг на друга.

0 баллов - отказ от выполнения задания.

II. Исследование фонематического восприятия

а) повторение серии слогов

Материал исследования:

1. Серии из двух слогов:

ба-па га-ка та-да за-са ша-са са-ца

жа-ша за-ша жа-за

2. серии из трех слогов:

ба-па-ба га-ка-га да-та-да та-да-та за-са-за са-ша-са ша-са-ша жа-ша-жа

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Компонентный состав образовательного пространства
Компонентный состав образовательного пространства учреждения образования можно представить следующим образом: А – персональное пространство В – пространство деятельности С – информационное пространство D – интерперсональное пространство Е – пространство среды. По рисунку видно, что границы каждого ...

Комплекс коррекционных занятий в формировании личности ребёнка
Психологические проблемы ребёнка, имеющего нарушения речи, наиболее ярко проявляют себя в процессе общения со сверстниками, поэтому основной формой психокоррекционной работы с такими детьми должны быть групповые и подгрупповые занятия. Основными задачами психокоррекционных занятий данного направлен ...

Личностно-ориентированные технологии обучения
Личностно-ориентированные технологии в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности. Итак, личностные новообразования учащихс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru