Исследование особенностей чтения у младших школьников

Страница 1

Основной целью исследования является выявление особенностей нарушения чтения у младших школьников.

Постановка цели исследования вызвала необходимость решения следующих конкретных задач:

1) исследовать особенности нарушения чтения у школьников с недоразвитием речи и выявить механизмы нарушения чтения у данной категории детей;

2) провести сравнительный анализ сформированности навыка чтения у младших школьников с недоразвитием речи и нормально развивающихся сверстников.

3) определить направления логопедической работы по коррекции нарушений чтения у младших школьников.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент), организационные (сравнительный, комплексный), изучение и анализ анамнестических данных и медико-педагогической документации, качественный анализ полученных данных, методы математической статистики.

Для проведения констатирующего эксперимента использовалась методика обследования состояния процесса чтения Л.В.Венедиктовой и Р.И.Лалаевой.

Методологической основой исследования избран системный подход, позволяющий рассмотреть нарушения процесса чтения во взаимосвязи с состоянием высших психических функций у детей.

Исследование проводилось в школах, где учатся дети 8 лет с разным уровнем речевого развития: ГОУ № 411 Петродворцового района с углубленным изучением английского языка, ГОУ СОШ № 335 Пушкинского района, где имеется логопункт.

Научно-теоретическое обоснование методики исследования нарушения чтения у младших школьников

Методика констатирующего эксперимента, исследующая особенности формирования чтения у младших школьников с недоразвитием речи, имеет в своей основе следующие теоретические положения.

Во-первых, чтение является сложным видом деятельности, имеющим системный характер организации. В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотношение букв с соответствующим звуком и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывания. Вследствие соотнесения звуковой формы слова и его значением осуществляется понимание читаемого. В процессе чтения можно выделить две стороны техническую (соотнесения зрительного образа написанного слова с его произнесением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения. В техническую сторону чтения включаются следующие компоненты: способ чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного.

Во-вторых, процесс чтения имеет сложную структуру, в которой выделяется пять звеньев:

- звукобуквенный анализ и синтез;

- смысловые догадки;

- удержание информации;

- понимание;

- процесс контроля - сличение возникающих при чтении гипотез с написанными словами.

В-третьих, при формировании навыка чтения исследователи выделяют следующие этапы:

а) овладение звукобуквенными обозначениями (добукварный период) выделение звука из речи и соотнесение его с буквой. Синтез букв в слоги и слова;

б) послоговое чтение - единицей чтения является слог, смысловая догадка имеет место при чтении конца слова;

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Анализ и обработка педагогического контроля над соревновательной и тренировочной деятельностью
Соревнования, в которых участвовали спортсмены, рассматривались, во-первых, как одно из наиболее эффективных средств обучения и совершенствования техники игровых приёмов. Во-вторых, по показателям соревновательной деятельности можно оценить уровень мастерства. Методика контроля соревновательной дея ...

Образовательные услуги учреждений профессионального образования и запросы их потребителей
В образовательных услугах такого рода нуждаются не только сами люди, но и действующие на территории предприятия, организации и учреждения. Поэтому в этой части исследования было обращено внимание на выявление количества работающих в различных сферах и отраслях, уровня их образования, потребностей в ...

Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию психологического климата в педагогическом коллективе
Характеристика руководителя как субъекта управленческого труда включает важную составляющую - структуру базовых социальных ролей, которые он обязан выполнять в силу своего статусного положения. Каждая объективно предписанная и ожидаемая роль предполагает наличие у руководителя определенных способно ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru