Программа блочного курса «История и культура прибалтийско-финских народов России»

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Программа блочного курса «История и культура прибалтийско-финских народов России»

Страница 2

Рассматриваемые народы, за исключением финнов, не имели в прошлом собственной письменности и попытки ее разработки и использования были практически уничтожены правительственными постановлениями конца 1930-х годов. Потребность излагать мысли на родном языке, тем не менее, в народе существовала так же, как и стремление создавать литературные произведения. Стоит упомянуть, что даже вожане, не знавшие другой грамоты, кроме русской, писали, при наличии соответствующего адресата, письма по-водски русскими буквами. Первые поэтические опыты на карельском языке появились еще в конце XIX в. В той языковой ситуации, которая сложилась в Карелии в советский период, когда карельский язык был осужден оставаться бесписьменным, многие карельские писатели создавали свои произведения на финском или русском языках; в них обычно присутствовала тема родного края, в значительной мере использовались художественные приемы и мелодика карельского фольклора. В настоящее время число писателей, пишущих на карельском языке, растет. Формируется литература и на вепсском языке. Невелика, но очень красива литература на саамском языке, ее первые публикации относятся к 1950-м годам. В ней также ощутимы традиции саамского фольклора.

Все прибалтийско-финские народы России в настоящее время невелики по численности. В России в настоящее время прилагаются немалые, хотя, вероятно, запоздавшие усилия для улучшения жизненных условий этих народов и развития их этнической культуры. Ряду из них - ижорцам, вепсам, саамам - предоставлены различные льготы как малочисленным народам Российской Федерации. Особое внимание уделяется сохранению их традиционной культуры, начиная с родного языка.

Приобщение к этнической культуре способствует овладению студентами историко-культурного опыта этносов, формированию социокультурного типа личности, этнической индивидуальности, становлению этнического самосознания: формированию его когнитивного (знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего народа), эмоционально-ценностного (этнокультурных и этнопсихологических потребностей, мотивов, интересов), регулятивного (деятельности, поведения) компонентов

Цель курса: обеспечение этнокультурных и этнопсихологических потребностей личности средствами поликультурного образования.

Задачи курса:

1) становление человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;

2) воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов, готовности к взаимному сотрудничеству;

3) формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи и осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;

4) воспитание позитивного отношения к культурным различиям;

5) развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Курс состоит из нескольких блоков, каждый из которых может быть выбран студентами для изучения. Курс завершается этнографической или фольклорно-краеведческой практикой в форме экспедиции.

Экспедиция – форма образовательной деятельности, связанная с выездом в другую местность, проживанием, как правило, в полевых условиях (палаточный лагерь) и выполнением задач по исследованию какого-либо культурного, исторического и других объектов с помощью адаптированных научных методик под руководством специалиста, имеющего опыт проведения подобного типа исследований в науке. Как правило, экспедиционная группа, работающая по определенной тематике, имеет численность 10–20 человек, внутри нее выделены тематические группы по 2–4 человека, имеющие конкретную задачу и выполняющие по собранным данным исследовательскую работу. Нами рассматривается модель экспедиции, при которой она является с эмоциональной и содержательной стороны центральным элементом учебной практики, программа которой выстроена на основе концепции исследовательской деятельности студентов, предусматривающей собирание, изучение и систематизация фольклора, краеведческого материала и оформления творческой разработки в виде сборника сказок, сказаний, поговорок и пословиц, частушек, народных песен.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Игры на уроках культурологии
Учитель описывает какое-либо произведение искусства – дети должны угадать его. « Цепочка». По одному предложению дети должны дополнять сказанные учителем факты о картине, скульптуре, предмете быта, архитектурном сооружении, музыкальном произведении. Игра «В музее». Учитель демонстрирует изображения ...

Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников
В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ – стихов, сказок и рассказов «Живой Родник». Наш 4 «А» класс – живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способн ...

Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и харак ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru