Организационно-содержательные компоненты становления этнического самосознания средствами поликультурного образования

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Организационно-содержательные компоненты становления этнического самосознания средствами поликультурного образования

Страница 2

1. Ознакомление студентов с психолого-педагогическими основами сравнительной этнопедагогики, усвоение ими знаний национально-педагогических особенностей воспитания.

2. Формирование достаточно высокого уровня научно-теоретической и практической готовности студентов к использованию в целостном педагогическом процессе идей народной педагогики различных этносов, а также к учету в практике воспитательной работы этнокультурных условий воспитания.

3. Воспитание педагогической культуры будущего учителя, имеющего в своей основе поликультурные и нравственные проявления личности, нацеленные на понимание общего и особенного в социализационных системах разных этносов и на умение поставить в центр своей деятельности ребенка, выросшего в неадекватных этнокультурных условиях.

Наряду с введением новых дисциплин одним из важнейших направлений подготовки студентов педколледжей к учету и использованию знаний по сравнительной этнопедагогике в своей будущей профессиональной деятельности выступает определенная корректировка содержания психолого-педагогического образования. Одной из ведущих детерминат образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.

Второе направление, связано с содержанием среднего профессионального педагогического образования. В современном государственном стандарте блоки гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин представлены следующими курсами: «Философия и история образования», «Культурология», «Введение в педагогическую профессию», «Психология человека», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». В содержание этих курсов введен этнокультурный компонент в виде разделов, знакомящих студентов с проблемами различных народностей.

Принимая во внимание возрастные стадии развития взаимодействия человека с этнокультурным миром, в содержание образования педколледжа на различных этапах обучения наряду с общеобразовательной спецификой обучения привносится в соответствующие дисциплины этнокультурное содержание, национально-региональные компоненты: подсистемы этнической культуры (производственная (экономика и техника), жизнеобеспечивающая (одежда, жилище, пища), соционормативная (этническое мировоззрение, нравы, традиции, обычаи и обряды, религия и верование), познавательная (национальный язык, история своего народа и родного края, народное творчество, национальная литература и искусство)) в их структуру, основы этнопедагогики и этнопсихологии.

При отборе содержания образования следует, на наш взгляд, придерживаться основных принципов, важнейшим из которых является принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип требует включения в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста. Необходимость усвоения студентами этнокультурных знаний и умение применять их на практике в многонациональном ученическом коллективе требует введения данных знаний в традиционные учебные дисциплины.

Третье направление связано с разработкой и внедрением в образовательный процесс курсов по выбору студентов по изучению различных этнических культур. Разрабатываются и реализуются следующие курсы по выбору: «История и культура карельского народа», «Вепсы: история, культура и межэтнические контакты», «Культура саамов», «Российские финны», «Водь и ижора: календарные праздники и обряды». Обобщенная программа приведена в приложении 1.

Поликультурная педагогика исходит из того, что образование и воспитание не могут быть иными как при учете национальных различий и должны включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Поэтому такого рода воспитание является мощным инструментом создания демократического и гуманного социального климата, гармонизации отношений различных культур в руках учителя осознающего и принимающего идеи поликультурализма.

Поликультурное образование ведет к развитию мультикультурной толерантности студентов. Толерантность представляет собой лишь одну из граней сложной проблемы становления этнокультурного самосознания.

Лингвисты понимают под толерантностью терпимость, снисходительность к чужим недостаткам. Политологи рассматривают толерантность как способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать мнение, отличное от своего. Несколько иной смысл заложен в определении, которое содержится в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО. В Декларации толерантность предлагается рассматривать «как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Пряжа
Для вязания на спицах можно использовать различную пряжу. Обычно вяжут из шерстяных, полушерстяных, синтетических, хлопчатобумажных ниток, из шерсти домашнего прядения, из мохера. Из шерстяной пряжи изделия хорошо носятся и при правильном уходе не теряют своей формы. Для вязания кофточек, платьев, ...

Традиции коллективистского воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – по ...

Различные подходы к введению понятия производной функции в курсе средней школы
Различные подходы к введению производной определяются логической связью этого понятия с более общим понятием предела функции в точке. Логический подход при введении производной в качестве базисного понятия использует определение предела функции в точке. Так в учебных программах по математике 1968 г ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru