Организационно-содержательные компоненты становления этнического самосознания средствами поликультурного образования

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Организационно-содержательные компоненты становления этнического самосознания средствами поликультурного образования

Страница 1

Поликультурное образование включает не только воспитание человека, но и цель, задачи и основные направления формирования личности, готовой и способной жить в современном для нее обществе. Под поликультурным образованием понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.

Следовательно, поликультуризм в образовании помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает более быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, помогает ему сформировать более многогранную картину мира. Глобальное образование расширяет контекст диалога до планетарного уровня.

Следует отметить, что формирование этнического самосознания в оптимальном сочетании с общечеловеческими ценностями нравственной культуры межнациональных отношений – один из наиболее важных и сложных вопросов в теории и практике воспитательной работы. Решение данной задачи обуславливается включенностью в образовательный процесс учителей обладающих поликультурной грамотностью, предполагающей понимание свойств среды, в которой мы существуем, ее влияния на окружающих и способность осуществлять гибкий подход по отношению к национальным и культурным нормам на основе самопознания, метамышления.

Одной из главных образовательных задач в этой связи выступает воспитание духовной культуры, которая наиболее отчетливо проявляется во взаимоотношениях людей, и в особенности в межкультурных коммуникациях между представителями разных национальностей.

Поликультурное образование фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования с социальными группами различных рас, религий, этносов; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.

При этом ведущей его функцией является устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств – с другой.

К числу других функций поликультурной педагогики можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

Целостная система учебно-воспитательного процесса в педколледже состоит из трех организационно-содержательных компонентов: содержательный блок, деятельностный блок и событийный блок. Данная позиция продиктована необходимостью специальной подготовки студентов педколледжов к осуществлению целостного педагогического процесса с учетом этнопедагогической обусловленности воспитательной работы, значительное место в которой принадлежит различным этническим культурам народов, населяющих Ленинградскую область. Знание ее основ поможет учителю снять напряжение в межличностном взаимодействии педагогов и учащихся и успешно решить многие проблемы, возникающие в многонациональном государстве.

Сказанное позволяет выделить следующие направления подготовки студентов к реализации на практике идей этнопедагогики, которые легли в основу проектирования содержания образования, используя все компоненты учебного плана педколледжа.

Содержательный блок состоит из нескольких направлений:

Введение экспериментального курса «Сравнительная этнопедагогика»

Введение этнокультурного компонента в традиционные гуманитарные дисциплины

Введение спецкурсов по выбору студентов по изучению различных этнических культур

Каждое из этих направлений несет в себе социокультурную составляющую, которая проявляется в том, что процесс образовательной, воспитательной деятельности педагога происходит через свою предметную область и показывает социальную значимость, а также организует деятельность исследовательского характера: проектировочного, прогностического, оценочного характера, выполнение которого требует от студентов не только обучения во внутренней среде (среде образовательного учреждения), но и выход во внешнюю среду (социум), особенно при выполнении задач исследовательского характера. Все это работает на становление этнического самосознания личности.

Первое направление реализовалось для сравнительного изучения специфики обучения и воспитания у разных народов, анализа влияния национальной психологии на обучение и воспитание представителей тех или иных этнических общностей, для чего нами в порядке эксперимента был введен экспериментальный курс «Сравнительная этнопедагогика», разработанный Панковой Т.В. . Данный спецкурс ставил своей целью обогащение студентов более глубокими знаниями по одной из важнейших этнопедагогических проблем, развитие их педагогического мышления и выработку умений и навыков применить полученные знания на практике. При проведении спецкурса предполагалось решить и практические задачи, а именно: дать студентам материал в виде методических разработок, которыми они могли бы воспользоваться в своей будущей практической деятельности. Разработка курса предполагала решение следующих конкретных задач:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Эстетическое воспитание личности студента
В последнее время большое внимание уделяется проблеме эстетического воспитания человека. Эстетическое воспитание занимает особое место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как оно включает в себя не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущнос ...

Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь ...

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление". Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru