Разработанная нами система:
• система социальная как способ выполнения социального заказа: становления этнического самосознания, решения проблем социализации обучающихся. Возникновение воспитательной системы обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для развития у человеческого индивида способности жить и работать в определенном этносе, осваивать и выполнять необходимые социальные роли, преобразовывать природную и социальную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом;
• система педагогическая, которая обеспечивает решение определенных педагогических задач, в нашем случае поликультурного воспитания;
• система ценностно-ориентированная – строится на основе этнических ценностей и обеспечивает ориентацию на них обучающихся;
• система целостная – объединяет все компоненты на уровне единой цели воспитания;
• система открытая – обеспечивает взаимодействие с внешней средой, приспосабливаясь к ней или меняя ее в соответствии со своими целями;
• система целенаправленная, имеющая конкретную цель и обеспечивающая ее достижение;
• система сложная и вероятностная – представляет собой взаимосвязь разнородных компонентов, которые вступают в противоречия; существует вероятность того, что одни и те же действия могут давать совершенно различные результаты;
• система саморазвивающаяся и самоуправляемая – при возникновении воспитательная система задает перспективы своего развития и включает внутренние механизмы, направленные на управление своим развитием.
Разработанная нами система поликультурного воспитания представляет собой особую социальную среду, в которой происходит становление этнического самосознания, формирование и развитие отношений человека с собой, людьми, миром, обеспечивающих ему возможность социальной адаптации и социального творчества в различных сферах человеческого бытия.
Признаками педагогической системы социальной ориентации являются:
• Решение реальных социальных проблем, волнующих общество.
• Высокая степень социальной активности ее субъектов.
• Коллективное управление развитием объединения.
• Наличие сплоченного коллектива.
• Участие в различных социальных проектах.
Разработанная нами социально-педагогическая система становления этнического самосознания студентов педколледжа средствами поликультурного образования представлена на рисунке 2.
Мы солидарны с Г.И. Гайсиной, которая формулирует социокультурные принципы образования, включающие новые культурные идеи его развития, следующим образом:
- осуществление идей и принципов развития личности возможно только в культурной среде;
- реализация концепций развивающего образования, педагогики и психологии развития невозможна без целенаправленной организации культурной среды образовательного учреждения;
- культурная среда создает многообразие зон развития и ситуацию их выбора, что предполагает свободу культурного самоопределения личности;
- культурная среда учебного учреждения не возникает сама собой, она рождается в синтезе, в совместной деятельности и глубинном общении.
Сегодня приходится всплеск интереса к этнопедагогическим проблемам, что связано в определенной мере с недостаточностью учета в целостном педагогическом процессе педагогического колледжа этнокультурных условий воспитания в разных этнических общностях и не совсем профессиональным использованием в педагогической работе традиций народной педагогики. Необходимость решения обозначенной проблемы резко повысила значимость исследований по подготовке будущих учителей к использованию в практической работе традиций народной педагогики, тем более что в педагогических колледжах данному аспекту проблемы не придается должного значения. Как показывает практика, педагоги колледжа, и в первую очередь преподаватели гуманитарных дисциплин, не всегда могут положительно решить проблему подготовки будущих учителей к работе в школе с учетом этнической специфики воспитания.
Материалы о воспитании и обучении:
Результаты исследования развития творческих способностей дошкольников
Исследовательская работа по развитию детского изобразительного творчества средствами интересных занятий по аппликации проводилась с помощью основных методов исследования. Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследов ...
Методические рекомендации педагогу по совершенствованию учебного процесса
по спецкурсу «Витраж в интерьере»
Профессиональное развитие преподавателей учреждений СПО определяется характером и содержанием их педагогической деятельности и ее структурных компонентов. «Методика профессионального развития преподавателей учреждений СПО включает следующие положения – обогащение социально-профессиональной направле ...
Предложения по организационно-структурной поддержке
введения элементов образовательного туризма в деятельность колледжа
В настоящий момент организационная структура колледжа сформирована без учета задач, которые необходимо выполнять для организации групп по программе образовательного туризма в рамках учебных планов. Поэтому в должностных инструкциях сотрудников колледжа, которые фактически занимаются выполнением раб ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.