Социально-педагогическая система становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Социально-педагогическая система становления этнического самосознания

Страница 1

В данном параграфе мы представляем разработанную социально-педагогическую систему становления этнического самосознания студентов педколледжа. Системообразующим средством становления этнического самосознания в этой системе, на наш взгляд, является поликультурное образование.

«Система» – слово греческого происхождения, в переводе означает – целое, составленное из частей; соединение, совокупность чего-либо. В.Н. Садовский приводит около 40 определений этого понятия, получивших наибольшее распространение в литературе.

Более общим нам представляется определение основоположника общей теории систем Л. Берталанфи: система – это комплекс взаимодействующих элементов. Применительно к живым, человеческим системам – это совместное действие людей, дающее новое качество. При этом оно может быть как внешним и выражаться в каком-либо материальном продукте, так и внутренним, т.е. выражаться новыми качествами личности.

Создание системы становления этнического самосознания средствами поликультурного образования обусловлено требованиями времени и этносоциальной ситуации, порожденной общественно-историческим изломом. Ее основаниями, по Щурковой Н.Е. , являются:

♦ педагогический взгляд на образование с позиции общечеловеческой культуры;

♦ педагогическое представление о слагаемых образовательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим поколением, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

♦ определение содержания образовательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

♦ максимальное расширение поля образовательного процесса до всей сферы жизнедеятельности личности;

♦ поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности студента как субъекта собственной жизни.

Разрабатывая систему этнокультурного воспитания, мы опирались на следующие концептуальные положения:

1. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования. Именно оно, откликаясь на проблемы социума, способно оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций, поддерживать или, напротив, тормозить их, упреждая развитие событий. Сфера образования имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более явственно дают о себе знать.

2. Человечество вступило в ХХI век не только с выдающимися достижениями в науке и технике, литературе и искусстве, обогащением культурного наследия. События, связанные с международным терроризмом, межнациональными и религиозными распрями, реальной опасностью ядерного взаимоуничтожения, распада целого ряда многонациональных государств, показали полную неспособность общества к анализу современных этнических конфликтов, их прогнозированию и управлению, обнажили противоречия мировоззренческого характера.

3. Этнос – форма существования человечества – представлена в субэтнических, метаэтнических, суперэтнических, мегаэтнических и других общностях (Панкова Т.В.).

Полиэтнический состав Российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности – системе, состоящей из нескольких этносов, возникающей в одном регионе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе.

4. Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, в единстве и целостности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения суперэтнической позиции - системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многоэтнического социума.

5. Этнокультурное образование – целенаправленно организованный процесс формирования у подрастающего поколения суперэтнической позиции, обеспечивающей ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...

Сущность проектных технологий
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связ ...

Принципы семейного воспитания
Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с какого возраста начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не цело ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru