Социально-педагогическая система становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Социально-педагогическая система становления этнического самосознания

Страница 1

В данном параграфе мы представляем разработанную социально-педагогическую систему становления этнического самосознания студентов педколледжа. Системообразующим средством становления этнического самосознания в этой системе, на наш взгляд, является поликультурное образование.

«Система» – слово греческого происхождения, в переводе означает – целое, составленное из частей; соединение, совокупность чего-либо. В.Н. Садовский приводит около 40 определений этого понятия, получивших наибольшее распространение в литературе.

Более общим нам представляется определение основоположника общей теории систем Л. Берталанфи: система – это комплекс взаимодействующих элементов. Применительно к живым, человеческим системам – это совместное действие людей, дающее новое качество. При этом оно может быть как внешним и выражаться в каком-либо материальном продукте, так и внутренним, т.е. выражаться новыми качествами личности.

Создание системы становления этнического самосознания средствами поликультурного образования обусловлено требованиями времени и этносоциальной ситуации, порожденной общественно-историческим изломом. Ее основаниями, по Щурковой Н.Е. , являются:

♦ педагогический взгляд на образование с позиции общечеловеческой культуры;

♦ педагогическое представление о слагаемых образовательного процесса как освоении, усвоении и присвоении мира подрастающим поколением, входящим в этот мир на уровне современной культуры;

♦ определение содержания образовательного процесса как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, а знаний и умений – как средства проживаемых ценностных отношений человека к миру и с миром;

♦ максимальное расширение поля образовательного процесса до всей сферы жизнедеятельности личности;

♦ поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе развития личности студента как субъекта собственной жизни.

Разрабатывая систему этнокультурного воспитания, мы опирались на следующие концептуальные положения:

1. Любые глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, неизбежно сказываются и на состоянии образования. Именно оно, откликаясь на проблемы социума, способно оказывать существенное влияние на развитие тех или иных тенденций, поддерживать или, напротив, тормозить их, упреждая развитие событий. Сфера образования имеет самое непосредственное отношение к происходящим в мире событиям, в том числе и к тем негативным тенденциям, которые все более явственно дают о себе знать.

2. Человечество вступило в ХХI век не только с выдающимися достижениями в науке и технике, литературе и искусстве, обогащением культурного наследия. События, связанные с международным терроризмом, межнациональными и религиозными распрями, реальной опасностью ядерного взаимоуничтожения, распада целого ряда многонациональных государств, показали полную неспособность общества к анализу современных этнических конфликтов, их прогнозированию и управлению, обнажили противоречия мировоззренческого характера.

3. Этнос – форма существования человечества – представлена в субэтнических, метаэтнических, суперэтнических, мегаэтнических и других общностях (Панкова Т.В.).

Полиэтнический состав Российского государства позволяет отнести его к суперэтнической общности – системе, состоящей из нескольких этносов, возникающей в одном регионе, базирующейся на единой идеологической, экономической, политической и культурной основе.

4. Потребность в возрождении духовно-нравственных ценностей, в единстве и целостности Российского государства актуализирует ориентацию образования на формирование у подрастающего поколения суперэтнической позиции - системы взглядов и принципов, определяющих отношение человека к культуре разных народов как к самоценности, проявляющейся в уважении национальных традиций и готовности нравственно действовать в условиях многоэтнического социума.

5. Этнокультурное образование – целенаправленно организованный процесс формирования у подрастающего поколения суперэтнической позиции, обеспечивающей ориентацию и полноценное функционирование в современном многонациональном социуме на основе общечеловеческих ценностей.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Содержание математического развития
Целостное развитие ребенка-дошкольника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личн ...

Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции: определить цель создания обучающей программы; создать тематический план; разработать обучающую программу (пошаговый тематический план); создать матрицу – скелет обучающей программы; создать опытный об ...

Взаимосвязь познавательных способностей и личностных особенностей у старшеклассников
Познавательная способность и личностная особенность учащихся старших классов состоит в центре современной теории обучения, потому что по своей педагогической и психологической структуре и по своему месту в определение задач обучения, она включает в себя эти возможности. Познавательная способность е ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru