Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 8

Ключевые цели многоступенчаты. Так, при воспитании уважения к иным культурам толерантность (терпимость) лишь начало приобщения к иным культурам. За этим должны следовать понимание, уважение и, наконец, активная солидарность. Далее получают признание основанные на понимании особенностей различных культур такие понятия, как взаимодействие, взаимозависимость, взаимообмен.

А.Н. Джуринский считает, в педагогике нет ясности относительно феномена толерантности. Попытки внести такую ясность пока приводят лишь к политизации, формулировке идеологических символов. Но в таком виде понятие толерантности затруднительно использовать в поликультурном воспитании. Видимо, необходимо отрабатывать методики воспитания толерантности по отношению к конкретным объектам, на определенном учебном материале, через определенные институционные и неформальные структуры образования и воспитания. Подчеркнем, что поликультурное воспитание, помимо толерантности, должно воспитывать нетолерантность, т.е. активное неприятие всяческих проявлений расизма и этноцентризма.

В итоге цели поликультурного воспитания строятся вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков поликультурного общения (А.Н. Джуринский ).

Суммируя сказанное о функциях и целях поликультурного воспитания, можно утверждать, что оно предназначено для создания педагогически благоприятного взаимообогащения малой и доминирующей культур, в результате чего происходит становление и самоопределение личности. Оно означает учет культурных, воспитательных и образовательных интересов этнических меньшинств в условиях плюралистической культурно-национальной среды и ведущей роли культуры основного этноса. В ходе воспитания идет взаимное обогащение больших и малых этносов без ущемления последних в духе идеалов демократического гражданского общества.

Поликультурная педагогика имеет немало общего с интернациональным воспитанием. В то же время поликультурному воспитанию присущи особые адресаты и акценты.

Во-первых, объектом поликультурного воспитания всегда является общее государственное пространство. Так что оно предназначено для общего социума и сосредоточено на педагогических проблемах взаимосвязи макро- и субкультур в пределах такого социума. Соответственно подчеркивается отрицание воспитания вне этих культур и общенациональных ценностей, поощряется развитие индивида как средоточия и пересечения нескольких культур. Предполагается, следовательно, создание общенациональной идентичности, и такой процесс подпитывают несколько, источников: ведущие культуры и субкультуры.

Во-вторых, поликультурное воспитание означает диалог, часть участников которого доминируют в культурном, образовательном и политическом отношении, и воспитание оказывается определенной гарантией учета культурно-образовательных интересов всех участников подобного диалога.

В-третьих, приоритеты поликультурного воспитания находятся в сфере культуры и нравственного поведения с учетом этнокультурных особенностей, тогда как для интернационального воспитания традиционно стоят на первом плане политико-идеологические аспекты. Крайне актуально в теоретическом и практическом смысле выявление общего и специфического в поликультурном воспитании и этнопедагогике (народной педагогике). Если в поликультурное воспитание вовлекаются, по крайней мере, два субъекта, то этнопедагогика сосредоточена обычно на воспитательно-образовательных проблемах одной (чаще малой) этнической группы и анализирует перспективу образования с акцентом на национальные традиции.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому ф ...

Лидерство как социально-психологический феномен
В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому ...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Доцент кафедры «Правовой психологи и судебной экспертизы» ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», г. Саратов Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru