Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 7

Объектами поликультурного воспитания выступают многонациональные социумы в пределах общего государственного пространства. В качестве субъектов поликультурного воспитания задействованы ведущие и малые этносы, непременным свойством которых является духовное взаимодействие. В этом взаимодействии необходим баланс, при котором сведено до необходимого минимума равенство и максимально учтены различия всех субъектов. Обычно субъектам присущи три основные характеристики: культурная общность, языковая общность, статус меньшинства или большинства.

Доминирующие субъекты играют особую роль в формировании общенациональной идентичности, в образовании и культуре. Доминирующие субъекты призваны быть инициаторами поликультурного воспитания. Ведущие субъекты нуждаются в таком воспитании для приобретения толерантности в отношении субкультур, непримиримости к дискриминации и расизму, знаний об иных духовных ценностях, навыков межнационального общения.

В многонациональном сообществе воспитание происходит при сопряжении культурных ценностей участников межэтнического диалога, создании совместного социального, духовного пространства, в котором личность обретает общественный и этнический статус, определяет принадлежность к языкам и культурам.

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия.

Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению этнической специфики, в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Поликультурное воспитание - потребность многонациональной России. Возможны разные судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы раздавят самобытность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль сыграют воспитание и образование.

Целями поликультурного воспитания являются одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание. Оно – часть педагогических усилий, обеспечивающих социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями плюрализм, равенство и объединение.

В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия.

Во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание.

В третьем – о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Рекомендации воспитателям
Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, оформление педагогических стендов). Часто родители, желая добра детям слишком активно помогают им, опекают, ожидая сиюминутного положительного ре ...

Особенности мышления школьников
Развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в ...

Динамика переключения внимания у глухих учащихся
Выявление закономерностей и особенностей изменения внимания при его переключении у глухих детей проводилось путем сравнения результатов опытов этой категории испытуемых со слышащими соответствующего возраста, а также путем сопоставления результатов II серии опытов на переключение внимания с результ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru