Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 7

Объектами поликультурного воспитания выступают многонациональные социумы в пределах общего государственного пространства. В качестве субъектов поликультурного воспитания задействованы ведущие и малые этносы, непременным свойством которых является духовное взаимодействие. В этом взаимодействии необходим баланс, при котором сведено до необходимого минимума равенство и максимально учтены различия всех субъектов. Обычно субъектам присущи три основные характеристики: культурная общность, языковая общность, статус меньшинства или большинства.

Доминирующие субъекты играют особую роль в формировании общенациональной идентичности, в образовании и культуре. Доминирующие субъекты призваны быть инициаторами поликультурного воспитания. Ведущие субъекты нуждаются в таком воспитании для приобретения толерантности в отношении субкультур, непримиримости к дискриминации и расизму, знаний об иных духовных ценностях, навыков межнационального общения.

В многонациональном сообществе воспитание происходит при сопряжении культурных ценностей участников межэтнического диалога, создании совместного социального, духовного пространства, в котором личность обретает общественный и этнический статус, определяет принадлежность к языкам и культурам.

Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия.

Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению этнической специфики, в том числе и в воспитании. В этом смысле поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Поликультурное воспитание - потребность многонациональной России. Возможны разные судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы раздавят самобытность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль сыграют воспитание и образование.

Целями поликультурного воспитания являются одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание. Оно – часть педагогических усилий, обеспечивающих социальную идентификацию личности, открытую иным культурам, национальностям, расам, верованиям. Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями плюрализм, равенство и объединение.

В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия.

Во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание.

В третьем – о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Основные компоненты, составляющие структуру педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека н ...

Иоганн Генрих Песталоцци
И.Г. Песталоцци – швейцарский педагог. Родился в Цюрихе в семье глазного врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. Образование он получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом – традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru