Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 6

Н.А. Асипова вводит понятие кросскультурное воспитание (от англ. cross - пересекать, переходить и лат. culture - возделывание, преобразование). «В современном социокультурном понимании под кросскультурой подразумевается перекрещивание или пересечение культур или культурных ценностей разных народов, проявляющихся в их культурных традициях. Иначе говоря – это обогащение и взаимопроникновение культурных традиций разных народов в процессе их социокультурного взаимодействия».

Кросскультурные процессы представляют собой совокупность культурного разнообразия разных народов и в то же время культурную дифференциацию одного и того же народа. То есть, с одной стороны – это культурное разнообразие, многовариантность, неоднородность национальной культуры. С другой стороны – это различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. В кросскультурных отношениях и процессах отражаются все особенности национального характера, формы и способы национального самовыражения, вкусы, привычки, поведение и другие духовные ценности этноса, которые в совокупности оказывают существенное влияние на формирование национальной определенности, т.е. менталитета нации.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы поликультурного образования. Злободневность поликультурного воспитания в России обострена социально-демографическими подвижками, усилением процессов национально-культурного самоопределения, наличием агрессивных националистических настроений.

Надо признать, что эффективность воспитания в значительной мере находится вне педагогических усилий и зависит от социально-политических реалий. Вместе с тем поликультурная педагогика – мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата, гармонизации отношений различных цивилизационных типов. Поликультурное воспитание на основе диалога приобщает к общенациональным культурным ценностям, мировой культуре через понимание особенностей отдельных, обладающих неповторимыми достоинствами макро- и субкультур.

Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время система образования все еще продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов, в результате чего происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, порождая агрессию и нетерпимость. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащегося, формирования этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, – центральные для отечественной школы и педагогики. Речь идет о демократической педагогической стратегии в многонациональной социальной среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Эстетическая культуры личности
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности. Без способности к эстетическому переживанию человек вряд ли смог реализовать себ ...

Опытно-экспериментальное исследование детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи на начальном этапе обучения грамоте
Анализ системы коррекционной работы по использованию игровых технологий на начальном этапе обучения грамоте детей младшего школьного возраста с ОНР Важным моментом при подготовке к школе детей с ОНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как о ...

Программа самообразования
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошко ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru