Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 6

Н.А. Асипова вводит понятие кросскультурное воспитание (от англ. cross - пересекать, переходить и лат. culture - возделывание, преобразование). «В современном социокультурном понимании под кросскультурой подразумевается перекрещивание или пересечение культур или культурных ценностей разных народов, проявляющихся в их культурных традициях. Иначе говоря – это обогащение и взаимопроникновение культурных традиций разных народов в процессе их социокультурного взаимодействия».

Кросскультурные процессы представляют собой совокупность культурного разнообразия разных народов и в то же время культурную дифференциацию одного и того же народа. То есть, с одной стороны – это культурное разнообразие, многовариантность, неоднородность национальной культуры. С другой стороны – это различия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры. В кросскультурных отношениях и процессах отражаются все особенности национального характера, формы и способы национального самовыражения, вкусы, привычки, поведение и другие духовные ценности этноса, которые в совокупности оказывают существенное влияние на формирование национальной определенности, т.е. менталитета нации.

В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума для педагогической науки и практики на сегодня весьма актуальны проблемы поликультурного образования. Злободневность поликультурного воспитания в России обострена социально-демографическими подвижками, усилением процессов национально-культурного самоопределения, наличием агрессивных националистических настроений.

Надо признать, что эффективность воспитания в значительной мере находится вне педагогических усилий и зависит от социально-политических реалий. Вместе с тем поликультурная педагогика – мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата, гармонизации отношений различных цивилизационных типов. Поликультурное воспитание на основе диалога приобщает к общенациональным культурным ценностям, мировой культуре через понимание особенностей отдельных, обладающих неповторимыми достоинствами макро- и субкультур.

Для возрождения России как самобытного и самодостаточного государства, уважаемого мировым сообществом, необходимо чтобы растущие поколения развивались и становились субъектами собственной жизнедеятельности, определяющими смысл своей жизни как саморазвитие и самоактуализацию во имя служения народу и Отечеству.

К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время система образования все еще продолжает воспроизводить в лице своих воспитанников приверженцев массового сознания и стереотипов, в результате чего происходит отчуждение развивающейся личности не только от себя, но и от общества. Утрата духовных и социокультурных корней человечества приводит к разрыву межэтнических связей и отношений, порождая агрессию и нетерпимость. В связи с этим сегодня с особой остротой актуализируется значимость этнокультурного образования, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащегося, формирования этнокультурной самоидентификации как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, – центральные для отечественной школы и педагогики. Речь идет о демократической педагогической стратегии в многонациональной социальной среде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Цели педагогической деятельности
Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические предст ...

Основные закономерности развития физических способностей
Ю.Ф.Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения». Закономерности рассматриваются как выражение д ...

История изучения проблемы одаренности
Разработка методов измерения одаренности впервые была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. За основу была взята идея о том, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. О ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru