Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 5

«Культура греческая, культура итальянская в эпоху Возрождения, культура французская и германская в эпохи цветения и есть пути мировой культуры единого человечества, но все они глубоко национальны, индивидуально-своеобразны. Все великие национальные культуры всечеловечны по своему значению», писал Н.А. Бердяев.

В научной литературе термин поликультурное образование интерпретируется широко, т.е. при раскрытии его значения педагоги непременной составляющей считают воспитание, в отдельных работах используют термин поликультурное воспитание как самостоятельный. Поликультурное образование заключается в «формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований» (Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. ).

В этом контексте, важнейшей составляющей содержания общего образования становится культурный компонент в системе воспитания личности. Культура, в том числе этническая, рассматривается как одна из основ, на которой строится содержание образования, ибо приобщение к накопленным веками духовным ценностям играет исключительно важную роль в формировании личности.

В психолого-педагогической литературе встречаются различные дефиниции, связанные с поликультурным образованием и воспитанием и акцентирующие внимание на разные стороны этого понятия.

По Г. Дмитриеву «многокультурное воспитание - это способ противостояния культурному расизму, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзятости, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классизму (дискриминации, основанной на экономических различиях), лингвицизму (дискриминации, основанной на языковых и речевых особенностях)».

Осуществляемое в соответствии с культурологическим подходом многокультурное воспитание побуждает человека подвергать сомнению свои представления о разных этнических группах и в то же время учит его быть самим собой, не стесняться своей национальной идентичности, интересоваться культурным контекстом жизни своих сверстников, быть социально активным реконструктивистом человеческих взаимоотношений, избавляться от культурной неграмотности, что в конечном результате приводит к расцвету личности.

Согласно А.Н. Джуринскому, мультикультурное воспитание предназначено для педагогических решений взаимоотношений этносов и культур в пределах общероссийского пространства. Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, — один из приоритетов отечественной школы и педагогики. Речь идет об осуществлении единой демократической педагогической стратегии в гетерогенной этносоциальной среде.

Мультикультурное воспитание – потребность многонациональных сообществ. Возможны разные судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы, подобно бульдозеру, раздавят самобытную культуру и образованность малых этносов, либо произойдет непредсказуемый по последствиям межнациональный конфликт, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль играют воспитание и образование.

Как отмечает один из иностранных словарей по этническим и расовым отношениям, «главные употребления термина мультикультурализм охватывают несколько значений, которые включают мультикультурализм как идеологию, как дискурс и как сферу политики и практик».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Неполная семья, как объект социальной работы
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. Как со ...

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Альтернативные рейтинговые системы, комбинированные оценочные системы
Фиксация каждого шага, действия ученика может показаться учителю слишком трудоемкой и утомительной. Описанная выше рейтинговая система оценок подходит не к каждому типу учительского темперамента или характера. Существует другой, менее формальный, но и значительно более субъективный вариант рейтинго ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru