Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 3

Существующие различные подходы к трактовке культуры как важнейшего социального явления и личностного образования имеют принципиальное значение для педагогической теории и практики, ибо позволяют рассматривать процесс развития личности как процесс творческого освоения социального опыта, зафиксированного в достижениях общечеловеческой культуры, как процесс самореализации личности, ее становления в качестве субъекта культуры.

Многогранное понятие «культура», будучи универсальным явлением, пронизывает все стороны человеческой жизнедеятельности. Следовательно, она находит отражение не только в материальных результатах труда (здания, книги, продукты и результаты творческой деятельности и многое др.), но и проявляется во многих сторонах нематериальной, духовной сферы человеческой деятельности, а также в тех отношениях, которые присущи человеку как члену определенного общества. Именно в этой связи очень часто используются такие понятия, как культура мышления, культура речи, культура труда, культура общения, политическая культура, культура поведения и т. д. Все это говорит о том, что область распространения культуры крайне широка и охватывает почти все стороны материальной и нематериальной, духовной жизни общества. Воспитание и образование также представляют собой общечеловеческую ценность духовного порядка. В контексте сказанного, содержание нематериальной, или духовной, культуры общества представляют: нормы, правила, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, языки и многое другое, с чем приходится иметь дело человеку в повседневной жизни. Они являются результатами духовной деятельности людей, сотворены не руками, а разумом, чувством и поведением людей в социуме. Подобные нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, но они существуют в нашем сознании и поддерживаются общественным мнением, человеческими отношениями, воспитанием и традициями.

Таким образом, воспитание, реализуясь как приобщение человека к культуре, как развитие в человеке способности к неполному духовному творчеству, не может не быть национальным в том смысле этого слова, о котором говорил Бердяев, Гессен, Зеньковский и вся отечественная педагогика 19 века. Сегодня наполнение воспитательно-образовательного процесса национально-культурным содержанием имеет свои проблемы, связанные прежде всего с необходимостью прочтения национально-духовных традиций, включения их в контексте наших социальных и политических реалий. Это нелегкая задача, ведь порой речь идет буквально о переводе национальной культуры прошлого в «другую знаковую систему» - адекватную сегодняшним культурным символам, сегодняшнему языку культуры. Но задача эта все-таки решаема.

Культура, носителем которой выступает все общество, всегда оказывала влияние на процесс формирования личности человека. Однако ее принятие требовало достаточно большого времени и опыта. Подростки и юношество же, в силу известной ограниченности опыта и образования, создают свою субкультуру, в чем проявляется их видение происходящего.

Под субкультурой понимается "культура относительно малых групп, характеризующаяся рядом только ей присущих особенностей. Субкультура подразумевает собственные нормы, права, привычки, могущие противоречить господствующим в обществе" (Ремшмидт X. ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни
На эмоционально положительном фоне у ребенка появляются звуки начального гуления (гуканья): а-гу, а-а, а-бу, а-буф, а-кы и т.д. В этот период ребенок активно включается в общение и иногда, страстно стремясь ответить на обращенные к нему речи и знаки внимания, заменяет слова покашливанием, будто бы ...

Предметная обучающая среда учебного заведения
Под предметной обучающей средой понимается совокупность статических объектов, составляющих элементы интерьера класса, наглядных пособий и др. В несколько более расширенном плане предметная часть образовательной среды трактуется как включающая ее и сами помещения, условие учебной деятельности и др., ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru