Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Поликультурное воспитание как средство становления этнического самосознания

Страница 2

При всех различиях подходов и концепций отечественная философская теория культуры имеет единое по сути признание глубинной сущности культуры как развернутого во времени самоосуществления человека, его бытия. Многие авторы признают плодотворность введенного В.М. Межуевым понятия "целостное поле культуры", позволяющего не противопоставлять, а увязывать в единое целое аксиологические и онтологические аспекты человеческой деятельности. Тем самым созданы предпосылки для глубокого теоретического осмысления культуры как системы, отличающейся наивысшей степенью сложности по своему устройству и полифункциональности, системы исторической, саморазвивающейся и саморегулирующейся, органически связанной со своим творцом и творением – человеком – и находящейся в постоянном взаимодействии со своей природной и социальной средой.

Как подчеркивает Э.П. Соколов выяснение путей формирования духовного мира личности, условий ее творческого участия в воспроизводстве культуры требует изучения многообразных связей между культурой и личностью, взаимообусловленности человеческой деятельности и основных функций культуры. Культура и личность не внешне, а внутренне соотносящиеся друг с другом понятия. Личность живет и действует в условиях культуры, а культура, в свою очередь, наполняет личность, становясь ее системно-интегративным образованием.

Личность вступает во взаимодействие с культурой в трех важнейших отношениях:

- она усваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;

- она функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;

- она создает культуру, будучи субъектом культурного творчества.

В связи с этим выделяются три уровня отношений культуры и личности в подсистеме "культура - человек", а именно: практический, практически-духовный и духовно-теоретический. Первый уровень выражается в реальном созидании человеком культурных артефактов и в столь же реальном созидании культурой человека; второй – в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека; третий – в изучении культурой человека и человеком культуры.

Формирование культуры личности как научная проблема имеет несколько подходов . Они включают:

а) общефилософский, раскрывающий сущность, проявления и общие закономерности формирования личностной культуры;

б) частнонаучный, описывающий на основе частных научных теорий особенности ее становления;

в) социально-психологический и конкретно социологический, вскрывающие социальные функции, условия и механизмы действия культуры личности в общественной жизни.

С общефилософских позиций культура личности представляет собой результат творческой, внутренней, духовной деятельности личности, преобразования внешних образов, текстов и ценностей в неповторимый мир человека. Содержание культуры личности формируется историей, характером эпохи, социальными и национальными отношениями, условиями жизни и образования, ведущими видами деятельности, бытом и т.д. Это характер и уровень индивидуального освоения человеком прошлых и актуальных ценностей, степень его активности в совершенствовании внутреннего духовного миря, гуманизация его отношений к другим людям, стремление к творчеству во всех сферах жизнедеятельности.

Индивидуальная культура является результатом личностного осмысления и выработки представлений, отношений, убеждений, а также "программ поведения" и "моделей мира". В ней интегрируется структура самосознания личности: действенно-ролевой аспект (саморегуляция), познавательный (самопознание) и эмоционально-ценностный (самоотношение). На этой основе формируется "Я-концепция" личности, которая, обеспечивая ее устойчивое повеление, является источником организующей роли самосознания в отношении к деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Педагогическое взаимодействие и его виды
Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой образовательного процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям, которые, в свою очередь, являются следствием механического переноса ...

Функции тьютора в работе с обучающимися
У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне опре­деленные задачи, которые можно представить в виде последовательности (рис. 1). Рис. 1. Последовательность основных типов задач тьюторов по отношению к обучающимся Рассмотрим действия тьютора в ходе решения этих типовых (стандарт­ных) задач в о ...

Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru