Особенности этнического воспитания

Страница 3

Большинство современных психологов считают, что этнический менталитет не является врожденной особенностью, а приобретается в процессе социализации, формируется в определенной культурной среде. Было бы неправомерным выделить какой-то единый механизм формирования. Процесс этот длительный, включает как сознательные, так и бессознательные элементы и у воздействующих и у реципиентов. Сознательные воздействия прослеживаются легче. Это и требование соблюдения традиций, и безжалостное пристыживание отступлений от них (Э. Эриксон), это и магическое запугивание, табу и запрет, побуждение к оценке поступков своих и чужих, включение в деятельность и т. д.

Сложнее проследить воздействие на бессознательном уровне. По мысли А.В. Сухарева, менталитет складывается в таких компонентах, как специфическая для данной этнической группы пища, запахи, картины природы, мелодии, лица, фольклорные образы и т.д. Смена условий, пребывание в этнически чужой среде становится невротизирующим фактором, и помочь пациенту может возвращение в этнически родную среду хотя бы в экспериментальных условиях.

Глубоко созвучно этнопедагогической культуре его понимание смысла жизни любого человека – полная самореализация его способностей на пользу людям. Он связывает понятие нового человека и новой религии, которую рассматривает основанной на раскрепощенном от иррациональных, мистических пут и догматов знании. Ученым выстроена цепочка важнейших приоритетов, имеющих судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек — Вера — Знание — Воля — Будущее — Жизнь — Бессмертие.

Культура – «цемент общественных отношений» не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности. «В современном мире . культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий», - отмечает С. Хантингтон.

При этом этническая идентичность наиболее устойчива и значима для большинства людей (особенно в условиях общественного кризиса). Для отдельного человека именно этническая группа, к которой он принадлежит, представляется тем, что важнее и больше его самого, что во многом определяет пределы и направленность его жизненных стремлений, и что будет существовать после него. Такое одновременно сакральное и естественное восприятие своего этноса обусловлено тем, что человек его не выбирает.

Весь мировой путь бытия есть сложное взаимодействие разных ступеней мировой иерархии индивидуальностей, творческое врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога. Можно и должно мыслить исчезновение классов и принудительных государств в совершенном человечестве, но невозможно мыслить исчезновение национальностей. Нация есть динамическая субстанция, а не преходящая историческая функция, она корнями своими врастает в таинственную глубину жизни. Национальность есть положительное обогащение бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное единство глубже единства классов, партий и всех других преходящих исторических образований в жизни народов. Каждый народ борется за свою культуру и за высшую жизнь в атмосфере национальной круговой поруки. И великий самообман - желать творить помимо национальности (Бердяев Н.А. ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Дифференцированные задания и их выполнение учащимися
В связи со становлением новых экономических и общественных отношений в России наблюдается изменение отношения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к знаниям. Если взрослые люди осознают важность получения образования и видят в нем залог будущей экономической самостоятельности, то среди молод ...

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Былина
Образ воина - защитника отечества всегда был близок любому народу. Уже византийские новеллы на основе жития создали привлекательный портрет воина - стойкого, непоколебимого и неуязвимого, который мстит за муки. На русской почве эти литературные произведения оказались созвучными жестокой эпохе татар ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru