Особенности этнического воспитания

Страница 2

Co-действие с другими людьми и с собой как с другим рассматривается в историко-эволюционной концепции как важнейшее условие развития человека, его движущая сила. Co-действие ведет развитие ребенка от совместных со взрослыми актов поведения через подражание к самоконтролю поведения, побуждаемому смыслообразующими мотивами. При этом, как правило, происходит переход человека с режима потребления, усвоения культуры на режим овладения ею ради создания собственного образа жизни.

Главным вектором воспитания как социокультурного процесса, уходящего питающими его корнями в социокультурный опыт народа, является становление личности, способной к свободному духовному творчеству и восприятию достижений мировой и национальной культуры. Иными словами, воспитание предполагает превращение «природного» человека в человека культурного, главными «составляющими» которого являются, как считал С.И. Гессен, образованность, гражданственность, цивилизованность. В известном смысле именно с формированием этих качеств связаны задачи воспитания, ибо без этих качеств нет личности, нет человека как представителя человечества, социума, нации. Формирование их составляет внутренний стержень процесса воспитания, если общество озабочено, чтобы накопленный предшествующими поколениями социокультурный опыт был усвоен и продолжен новым поколением. Только при этом условии данное общество сохранит себя в качестве исторически сложившегося социума, со свойственными ему национальными традициями, системой культурных ценностей, ментальностью.

На особую роль менталитета народа как квинтэссенции его культуры указывает Б.С. Гершунский. Он считает, что историю человеческой цивилизации можно понять лишь в ментальном измерении. Образование же и только образование « .в состоянии переломить катастрофическое нарастание негативной тенденции в духовной сфере человечества».

Только оно может обеспечить, по мнению ученого, спасительную интеграцию и гармонизацию Знания и Веры, возрождение и обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека. Именно оно, как считает ученый, способно и обязано дать миру новые ценности, достойные его великой истории и культуры.

Трудность в исследовании данной проблемы связана с неустановившимся содержанием понятия менталитет в целом, менталитет определенного этноса – в частности, и его структурно-генетической основы – в особенности. Вторая трудность заключается в том, что этническая идентичность, помимо осознанной, содержит глубокий неосознанный слой, и именно он закладывается в детском возрасте, когда методы диагностики бывают ненадежны.

Содержание понятия менталитет, ментальность можно охарактеризовать по определениям, данным разными авторами. Так, у А.П. Садохина: «Менталитет – относительно целостная совокупность мыслей, верований, создавших картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-нибудь общности».

Аналогичное определение дают В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко: «Менталитет – основа нации, детерминирующая как осознанно, так и неосознанно все аспекты национальной жизнедеятельности человека (образ мыслей, способность и сила ума, установки, воззрения, привычки, картина мира, коллективные образы и представления и т.п.)» .

Менталитет – устойчивая характеристика этнической общности, и в то же время его содержание динамично, изменяется с изменением социально-экономических условий жизни общества. По-видимому, устойчивость менталитета обеспечивается сохранением приоритетных ценностей этнической общности. Рассмотрение механизмов и способов закрепления этнических особенностей связано с выделением основных, стержневых характеристик этноса. В то же время определить этнические ценности и приоритеты помогает рассмотрение традиционных способов их закрепления. Связь особенностей менталитета и особенностей воспитания закономерно взаимная.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Приемы и методы активизации внимания младших школьников
Активные методы обучения – понятие, используемое в традиционной дидактике, для обозначения способов и приемов педагогического воздействия, которые побуждают учащихся к мыслительной (интеллектуальной) активности, к проявлению творческого подхода к поиску истины (диалог, дискуссия, полемика): • драма ...

Становление гендерной идентичности
В структуре гендерной идентичности можно выделить следующие компоненты: когнитивный (познавательный) - осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности; аффективный (оценочный) - оценка психологических черт и особенностей ролевого ...

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи
На первом этапе жизни память выступает в элементарной форме - запечатления и узнавания воздействий, жизненно важных для организма. Специалистам (М.И. Касаткиной, М.С. Шехтер) удалось установить, что мозг ребенка с первых дней способен улавливать разницу в раздражителях, дифференцируют их, а следова ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru