Становление этнического самосознания личности

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Становление этнического самосознания личности

Страница 3

3) признание своей сущности как представителя пола, т.е. половая идентификация. Это сфера изначальных основ самосознания. Позднее в онтогенезе личности формируются еще два звена структуры самосознания;

4) временные образования самосознания – прошлое, настоящее и будущее личности;

5) сфера ее социального пространства, которая определяет путь развития нравственного долга человека в психологическом времени (речь идет о формировании долга перед людьми и самим собой, а также формировании права личности на все то, на что она имеет право в современном мире, в том числе на долг и самоуважение). Структура самосознания при наличии одних и тех же звеньев имеет различное наполнение в зависимости от культуры, традиций, ценностных ориентаций.

В условиях современного российского общества преобразования отразили всплеск этнического самосознания, его возрождение у народов страны. Философский словарь определяет самосознание в качестве осознания и оценки человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. По поводу этнического самосознания существуют различные точки зрения. Толкование его, прежде всего, зависит от понимания категории "этнос". В этнографической науке, начиная с 50-х годов ХХ века, прочно утвердилась характеристика содержания понятия "этническое самосознание" как осознание членами этноса своей принадлежности к нему. Ю.В. Бромлей расширял концепт термина, утверждая, что нет оснований сводить этническое самосознание лишь к осознанию своей этнической принадлежности, т.к. самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д.

Ученый представляет ее в качестве следующих главных структурных компонентов:

1) осознание особенностей этнокультурной среды;

2) осознание тождественности с этнокультурной реальностью;

3) осознание себя в качестве субъекта этнической общности;

4) социально-нормативная оценка этнической реальности.

Как видно, компонент являет собой первый уровень становления этнического самосознания - типологический, выраженный представлениями об этнической реальности, иначе представлениями о тех этнических составляющих, которые функционируют в рамках социокультурной среды. Компонент включает идентификационный уровень, выражающий отождествление индивида с элементами собственной этнической общности (этническая самоидентификация), а также с реально существующими в непосредственном окружении различными объектами социокультурной среды, обладающими этническим содержанием, но с иноэтническим значением, при этом выполняя этническую функцию по принципу соотношения "мы" - "они", а значит, образуя этнический мир человека (различные формы самоидентификации). Что касается социально-нормативной оценки этнической реальности, то это - своего рода отношение к ее составляющим на основе переживаний, возникающих в ходе генезиса этнического самосознания на различных этапах его становления.

Такой же позиции придерживаются авторы монографии "Русские: этносоциологические очерки". Под национальным самосознанием они предлагают понимать не только идентификацию - отнесение человеком себя к той или другой национальности, - но и его представление о своем народе, его характерных чертах (национальные автостереотипы), культуре, языке, территории проживания, историческом прошлом, т.е. образ "мы". Все эти представления эмоционально окрашены, к ним вырабатывается определенное отношение, например, чувство гордости, сопереживания и т.п., способное стимулировать поступки людей.

В другой работе Ю.В. Арутюнян выделяет четыре "этнических источника", питающих национальное самосознание: "родовой", "психологический", "культурный" и "социальный". "Родовой" источник, питаемый сознанием общности происхождения и исторических судеб народа, есть продукт социально-биологической природы, объединяющий "своих по роду и племени" в своей или иноэтнической среде. К "психологическому" источнику относятся накопленные народом духовные идеалы – от религиозных до социальных. "Этнокультурные" стимуляторы национального самосознания диктуются реальными культурными интересами, приобщенностью людей к национальной культуре – нормам поведения, языку, социально-нравственным представлениям, обычаям, обрядам и другим атрибутам повседневного образа жизни, имеющим национальные оттенки. "Социальный" источник представлен социальной позицией и социальными интересами этноса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Образ учителя в повести «Работа над ошибками»
Литература XX века создала образ учителя с высокими моральными качествами, который выполнял великую миссию – образовать безграмотный народ России. Социально нравственный статус учителя был высок. Любовь к детям, преданность своему делу, готовность к самопожертвованию и высокая гражданская позиция – ...

История развития линогравюры в русском искусстве на рубеже XIX-XX вв
В России линогравюра возникла несколькими годами позднее, чем в других странах Европы. Самостоятельное значение русская гравюра приобрела в конце XVII и в начале XVIII веков, в эпоху Петра I. Широкое распространение у графиков получила тема архитектуры Петербурга. Начало XX века - это период, когда ...

Особенности дифференциальной диагностики дислалии
В настоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвист ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru