Становление этнического самосознания личности

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Становление этнического самосознания личности

Страница 2

И. Кант, подвергнув критике интроспективную психологию, раскрыл зависимость чувственных восприятий и самосознания субъекта от независимых от них форм и структур познания. Самосознание по Канту есть чистая апперцепция - «чисто рефлектирующее Я» как сознание индивидом его собственного мышления, как интеллектуальное сознание, синтетическое единство которого есть объективное условие любого познания, порождающее для каждого индивида представление «я мыслю».

Таким образом, понятие самосознания, сформированное в европейской культуре, рассматривалось лишь как имманентная, идущая из глубины духа внутренняя активность субъекта, как рефлексия познающего субъекта относительного самого себя, т.е. осознание собственных психических свойств и качеств.

Вторая линия развития концепции этнического самосознания связанна с определением его социальной детерминации. Одна из первых попыток выделить социальный фактор самосознания принадлежит американскому психологу У. Джеймсу.

Наряду с «Я физическим» и «Я духовным» в структуре личности им определяется место «Я социальному», характеризующему аспект познания человеком самого себя в зависимости от познания им психологических особенностей других. Стало быть, «Я социальное» сопряжено с окружающими человека людьми, мнение которых приходится ему учитывать. Французский психолог П. Жане приурочил развитие самосознания к процессу социального взаимодействия людей, объединенных в различные социальные сообщества с целью осуществления полезной деятельности. По мнению Жане, «человек стремится репродуцировать по отношению к себе то поведение, которое он осуществляет по отношению к другим, реагируя социальным образом на свои собственные действия, тем самым, сотрудничая с самим собой».

Американский ученый Дж.Г. Мид считал, что социальная детерминация самосознания не может сводиться лишь к системе межличностных взаимосвязей, и поэтому должна включать более широкие взаимоотношения индивида с микро-, меза-, макрогруппами, при этом учитывая отношение индивида к своей жизнедеятельности, культуре и другим социальным институтам. В силу этого самосознание связано с осознанием человека самого себя как представителя того или иного человеческого сообщества, той или иной социальной группы, культуры. Так начинается развитие третьего: культурно-этнического направления разработки теории самосознания, вызванного проявлением интереса ученых, философов, мыслителей к этнокультурному сообществу.

В сложившихся обстоятельствах острой необходимости изучения данной проблематики неоднозначность понимания и определения понятия «самосознание», сложность которого в некоторых теориях игнорируется, упрощается, подменяясь другими понятиями (например, такими как: система Я-идентичностей, Я-концепция, повышает актуальность теоретического анализа этого понятия в контексте его исторического развития. Упрощенное понимание самосознания, исключительно как «Я-концепции» привело к односторонности исследований, уделяющих внимание только содержательной стороне данного сложного явления и механизмов его развития.

В последние два десятилетия под влиянием зарубежной психологической мысли и в отечественной психологии самосознание стало изучаться как система определений, типизационная схема конкретных описаний, с помощью которых человек осмысляет себя (Ю.Л. Качанов, Н.Г. Руковишникова, О.Ю. Веретенников, А.А. Налчаджан, Т.З. Козлова). Хотя изначально, исторически, самосознание понималось как рефлексия (В. Вунд, Н. Ах, Э.Б. Титчинер). И основатели отечественной психологии (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев) выделили самосознание в ряду проявлений психики как отдельное явление на основании и при осмыслении основной задачи и функции самосознания - реалистично отражать информацию о себе, т.е. рефлексии, составляющей его суть.

По мнению B.C. Мухиной структура самосознания строится во временном и социальном пространстве. Первично закладываются те составляющие самосознания, которые обеспечивают эмоционально положительное отношение индивида к самому себе (оно формируется людьми, особенно близкими, на ранних этапах онтогенеза). Это изначальные звенья структуры самосознания, которые можно определить как притязание на:

1) признание своего "Я" как своего имени, своих внешних физических данных и своей внутренней психической сущности;

2) социальное признание;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
С 1992-1996 г. я обучалась в Лениногорском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. В течение всей учебы занималась творческой деятельностью. Именно в училище мне привили большой интерес к художественно-творческой деятельности, научили понимать искусство и красоту окружающего ...

Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому ф ...

Функционирование педагогической системы
Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сф ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru