Становление этнического самосознания личности

Педагогика сегодня » Воспитание этнического самосознания личности » Становление этнического самосознания личности

Страница 1

В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В.Ю. Хотинец утверждает, что чувство принадлежности к группе, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity), мало чем отличается от понимания "этнического самосознания". Вопрос о тождественности и/или дифференциации рассматриваемых терминов действительно на сегодняшний день является проблемным для наук, занимающихся их изучением, и требует основательного методологического и теоретического осмысления. Для русскоязычных исследований характерен термин «этническое самосознание». Он же более приемлем для этнопедагогических исследований.

Проблема становления этнического самосознания является сложной и противоречивой, особенно в современных социокультурных условиях, однако для ее решения средствами образования необходимо четко разобраться в понятиях. Этническая принадлежность отнюдь не является "иллюзорным самосознанием", она выступает как важная связующая сила сообщества. Раскрывая специфичность процесса этнического самоидентифицирования, думается, необходимо специально рассмотреть некоторые индикаторы осознания личностью своей этнической принадлежности. Конечно, для разных социальных групп они разные, но мы постарались выделить лишь самые основные.

Самосознание – осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения (Большой энциклопедический словарь). Самосознание – ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде (Словарь Ушакова). Самосознание – полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе (Словарь Ожегова).

С точки зрения психологии, самосознание – это относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе (Психологический словарь). Главными функциями самосознания являются познание себя, совершенствование и поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни – одна из самых важных функций самосознания, но она реализуется в зрелые годы. В молодости много спонтанно возникающих мотивов, и нужно окунуться в жизнь, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни, в связи с этим возникает проблема формирования жизненных смыслов.

В новое время в классической западноевропейской гносеологии наибольшее влияние на ход осмысления вопроса о самосознании оказал французский мыслитель Ренэ Декарт, рассматривающий осознанную психическую деятельность как «вес: то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою». Согласно декартовому принципу непосредственной данности психического, самосознание есть внутреннее созерцание субъектом содержания собственного внутреннего мира. Оно связывалось самим Декартом, прежде всего, с понятием рефлексии (reflexio), смысл которого объясняется им следующим образом: «Когда человек чувствует что либо и одновременно воспринимает, что он не чувствовал того же самого прежде, это восприятие я называю рефлексией и отношу его только к разумению, хотя бы оно настолько было соединено с ощущением, что оба возникли бы одновременно и не казались бы отличными друг от друга». Тем самым рефлексия по Декарту обеспечивает соотнесение нового знания с уже имеющимся интеллектуальным опытом, а значит, и умом как субъектом мышления, гарантирующим единство самосознания.

Полный отрыв психического (непосредственной субстанции) от объективного мира и самого субъекта оказал основополагающее влияние на все последующие учения о сознании, в русле которых самосознание рассматривалось как способность субъекта иметь знания о собственных психических состояниях. Так, английский философ Дж. Локк, считая одним из источников познания рефлексию, указывает, что она «доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя». Очевидно, что с точки зрения декартово-локковского метода познания единственно возможным для раскрытия сущности самосознания является интроспекция. Исходный принцип непосредственности психического Декарта, рефлексия Локка оставили значительный след в истории эмпирической психологии вплоть до сегодняшнего дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность проектных технологий
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связ ...

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым ...

Особенности дифференциальной диагностики дислалии
В настоящее время термин дислалия приобрел международный характер, хотя его содержание, а также виды нарушений, определяемых им, не всегда совпадают. Эти несовпадения связаны с тем, какие основания берутся исследователями при описании нарушений: анатомо-физиологические, психологические или лингвист ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru