Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Страница 3

Как видно из представленной таблицы, на стадии диагностического «среза», учащиеся обладали лишь основами художественно-эстетического вкуса, в целом который можно охарактеризовать как неполный, ограниченный, односторонний, недостаточно развитый. По нашему мнению это обусловлено социальными условиями развития участников эксперимента, отдалённостью места проживания от культурных центров страны, и, как следствие этому, отсутствие у учащихся возможности посещения концертных залов, филармоний, театров. Также одной из главных причин несформированности художественно-эстетического вкуса учащихся мы считаем недостаточный объём эстетических знаний, полученных в общеобразовательной школе и за её пределами.

Итоги опроса выявили и недостаточные знания учащихся в области музыкального искусства, а также недостаточно развитую способность к его эмоциональному постижению.

Вышеперечисленные факты подтвердили наши гипотетические предположения о необходимости выявления эффективных методов для воспитания у детей подросткового возраста музыкально-эстетической культуры. В рамках нашего исследования апробация и внедрение таких методов проводились в условиях хоровых занятий.

Исходя из полученных результатов диагностики на констатирующем этапе, нами был определён план формирующего эксперимента, его сроки, цель и задачи.

Цель: активизация музыкально-эстетического воспитания подростков через несущий качественную ценность репертуар в процессе хорового пения.

Задачи:

- создать психолого-педагогические условия, способствующие развитию музыкально-эстетических качеств личности подростка в процессе хорового пения;

- ориентированность руководителя хора на эстетически направленный репертуар;

- создать дополнительные формы работы, способствующие развитию музыкально-эстетической культуры подростка.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с детьми старшего школьного возраста в условиях хоровых занятий в течении одного учебного года. Экспериментальную группу составляли те же 24 учащихся, участвовавших в констатирующем эксперименте.

Концепцию организации работы коллектива мы строили исходя из тезиса Г.Струве, что пение должно воспитывать. В связи с чем стремились, чтобы вся среда на занятиях хора стала воспитывающей. Такой подход считаем наиболее актуальным для современной культурной ситуации России, когда на ребенка с детства обрушивается поток бездуховности окружающей среды.

Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-либо конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к формам и методам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как в детском коллективе, так и детей с педагогом; анкеты позволяют выявить уровень интереса, познавательных и художественных потребностей детей, отношение родителей к занятиям в хоре, популярности музыкально-исполнительской деятельности в сфере дополнительного образования и т.п.

Руководящим принципом стало отслеживание, мониторинг не только музыкального, но и личностного развития подростков, так как повышение исполнительского уровня коллектива невозможно без повышения общей и эстетической культуры, развития коммуникативных способностей детей. Мы отдавали себе отчет в том, что время проведенное в школе на хоровых занятиях лишь часть времени жизни учеников и стремились, чтобы эти часы стали прежде всего более эффективными для их музыкально-эстетического развития.

Из воспитательных задач приоритетными были избраны:

развитие коммуникативных способностей, что реализовывалось на основе укрепления духовно-нравственных связей: учитель – ученик – учащиеся – музыка;

создание на уроке воспитательной среды, основанной на примере взаимоотношений учитель – ученик;

взаимосвязь хоровых занятий с другими музыкальными дисциплинами (сольфеджио, музыкальная литература);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе
Формы и методы воспитательной работы могут быть различными и зависеть от характера и направленности творческой деятельности коллектива. 1. Педагог, приступая к постановочной работе, рассказывает детям об истории, на основе которой делается постановка, о быте, костюмах, традициях, об образах и харак ...

Структурные компоненты педагогической системы
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятельности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структу ...

Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений. Задачи исследован ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru