Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Страница 2

К низкому уровню были отнесены учащиеся, не обладающие эстетическими знаниями, не имеющие вкусовых предпочтений в музыкальном искусстве, но имеющие слаборазвитую способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, к суждению на обыденном эмпирическом уровне, затруднялись в эстетическом оценивании, различении стиля, жанра музыкального произведения.

Для выявления уровня сформированности знаний по первому параметру (знаний о хоровом искусстве), мы использовали следующие задания:

- тестирование;

- музыкальная викторина.

Тестирование включало в себя выбор правильных вариантов ответов из нескольких предложенных.

Музыкальная викторина включала в себя десять фрагментов хоровых произведений, различных по жанрам, стилям. Учащимся предлагалось распределить хоровые произведения по жанрам (духовная музыка, обработки народных песен, современные хоровые произведения):

М.Фадеев «Благослови душе моя господа»;

С.Попов «Ой, чумаче, чумаче» обр. у.н.п.;

А.Кастальский «Многолетие»;

В.Серебренников «Молитва»;

В.Литовко «Музыка»;

В.А.Моцарт «Алиллуя»;

В.Бражкин «Шкатулка» обр. р.н.п.;

М.Славкин «Муха в бане»;

С.Танеев «Сосна»;

Л.Уэббер «Осанна» хор из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».

По второму параметру для выявления уровня сформированности художественно-эстетического вкуса были предложены следующие задания:

Определение характера прослушанного произведения с помощью словаря эстетических эмоций В.Г.Ражникова, при этом экспериментатор давал прослушать ребятам ряд музыкальных произведений в аудиозаписи, а ученики в соответствии с заданием должны были подобрать слова, соответствующие содержанию музыки.

Осуществление выборочной проверки по ряду вопросов:

Что означает понятие «вкус»? Как вы его определяете?

Зависит ли вкус от художественного воспитания, интеллектуальных способностей?

Считаете вы художественный вкус врождённым качеством или приобретённым?

В чём выражается вкус человека?

«Художественный вкус» и «эстетический вкус» - в чём их различие и общие характеристики?

По третьему параметру для выявления уровня эмоциональной отзывчивости, мы использовали следующие методы исследования:

- наблюдение за эмоциональным фоном учащихся в процессе исполнения хорового произведения;

- оценку эмоционально-выразительного пения знакомого хорового произведения;

- оценку степени владения речью (ответы односложны, речь неразвита; полные ответы, речь хорошо организована).

Результаты изучения сформированности художественно-эстетического вкуса у детей-подростков по всем трём параметрам и принадлежности учащихся к уровневым характеристикам исследуемых качеств отражены в таблице 1.

Таблица 1 Уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у подростков (на этапе констатирующего эксперимента).

ПАРАМЕТРЫ

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

УРОВНИ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

ВЫСОКИЙ

6

25%

6

25%

5

50%

СРЕДНИЙ

12

50%

10

45%

10

45%

НИЗКИЙ

6

25%

8

30%

9

35%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Общее понятие одаренности
Проблема одаренности возникает в связи с возрастающими потребностями общества, обусловленными изменениями экономических и политических систем, с острой необходимостью в одаренных, талантливых специалистах. Сегодня образование предъявляет высокие требования к уму, воле и способностям ребенка. Увидет ...

Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования
В настоящее время в системе среднего профессионального образования обучается около 2 млн. студентов. В новых условиях функционирования и развития в средних специальных учебных заведениях осуществляется пересмотр целей и содержания образования, в учебный процесс вводятся новые предметы. Между тем ур ...

Многообразие цвета в работе над линогравюрой
Линогравюры могут быть не только черно-белыми, но и цветными - в две, три и более красок. Конечно, качество такой гравюры в первую голову определяется не количеством красок, а выражением темы наиболее скупыми, но острыми и точно найденными цветовыми отношениями. Это не живопись - здесь цветовые сре ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru