К низкому уровню были отнесены учащиеся, не обладающие эстетическими знаниями, не имеющие вкусовых предпочтений в музыкальном искусстве, но имеющие слаборазвитую способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, к суждению на обыденном эмпирическом уровне, затруднялись в эстетическом оценивании, различении стиля, жанра музыкального произведения.
Для выявления уровня сформированности знаний по первому параметру (знаний о хоровом искусстве), мы использовали следующие задания:
- тестирование;
- музыкальная викторина.
Тестирование включало в себя выбор правильных вариантов ответов из нескольких предложенных.
Музыкальная викторина включала в себя десять фрагментов хоровых произведений, различных по жанрам, стилям. Учащимся предлагалось распределить хоровые произведения по жанрам (духовная музыка, обработки народных песен, современные хоровые произведения):
М.Фадеев «Благослови душе моя господа»;
С.Попов «Ой, чумаче, чумаче» обр. у.н.п.;
А.Кастальский «Многолетие»;
В.Серебренников «Молитва»;
В.Литовко «Музыка»;
В.А.Моцарт «Алиллуя»;
В.Бражкин «Шкатулка» обр. р.н.п.;
М.Славкин «Муха в бане»;
С.Танеев «Сосна»;
Л.Уэббер «Осанна» хор из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
По второму параметру для выявления уровня сформированности художественно-эстетического вкуса были предложены следующие задания:
Определение характера прослушанного произведения с помощью словаря эстетических эмоций В.Г.Ражникова, при этом экспериментатор давал прослушать ребятам ряд музыкальных произведений в аудиозаписи, а ученики в соответствии с заданием должны были подобрать слова, соответствующие содержанию музыки.
Осуществление выборочной проверки по ряду вопросов:
Что означает понятие «вкус»? Как вы его определяете?
Зависит ли вкус от художественного воспитания, интеллектуальных способностей?
Считаете вы художественный вкус врождённым качеством или приобретённым?
В чём выражается вкус человека?
«Художественный вкус» и «эстетический вкус» - в чём их различие и общие характеристики?
По третьему параметру для выявления уровня эмоциональной отзывчивости, мы использовали следующие методы исследования:
- наблюдение за эмоциональным фоном учащихся в процессе исполнения хорового произведения;
- оценку эмоционально-выразительного пения знакомого хорового произведения;
- оценку степени владения речью (ответы односложны, речь неразвита; полные ответы, речь хорошо организована).
Результаты изучения сформированности художественно-эстетического вкуса у детей-подростков по всем трём параметрам и принадлежности учащихся к уровневым характеристикам исследуемых качеств отражены в таблице 1.
Таблица 1 Уровни сформированности художественно-эстетического вкуса у подростков (на этапе констатирующего эксперимента).
ПАРАМЕТРЫ |
СФОРМИРОВАННОСТЬ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА |
СФОРМИРОВАННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОДРОСТКОВ |
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ | |||
УРОВНИ |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
ВЫСОКИЙ |
6 |
25% |
6 |
25% |
5 |
50% |
СРЕДНИЙ |
12 |
50% |
10 |
45% |
10 |
45% |
НИЗКИЙ |
6 |
25% |
8 |
30% |
9 |
35% |
Материалы о воспитании и обучении:
Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...
Особенности речевых и неречевых процессов у
дошкольников с ОНР
В данном параграфе рассмотрены особенности и признаки речевых и неречевых процессов у дошкольников с ОНР, а также подходы и группы речевых нарушений Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой ...
Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства
Эстетическое воспитание – формирование и развитие культурных потребностей, взглядов и вкусов людей. Эстетическое воспитание, есть формирование у индивида эстетического – особой формы духовного и духовно-практического отношения к окружающей действительности. Объектом эстетических переживаний и оцено ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.