Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Страница 1

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО.

В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный состав из младших и старших подростков.

Главной задачей педагога-музыканта является воспитание музыкально-эстетической культуры учащихся. Одним из элементов музыкальной культуры является хоровое пение.

В педагогической практике руководителя старшего хора, наряду с воспитанием певческих навыков у участников хора, нас более всего заинтересовала проблема музыкально-эстетического воспитания подростков, а также поиск методов для решения этой проблемы.

Таким образом, руководитель хора, решая тактическую задачу – пробуждение у учащихся интереса к хоровому искусству, решает стратегическую задачу: всестороннее музыкальное развитие учащихся, воспитание у них музыкальной культуры, эстетических идеалов и вкусов.

Музыкально-эстетическое воспитание человека немыслимо без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в музыкальном искусстве. Музыкально-эстетическое воспитание характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребёнка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с музыкальными произведениями; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, всё это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в музыкальном искусстве. Внешний показатель музыкально-эстетического воспитания – художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве. В нём органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующем, формирующем и контрольном.

Цель констатирующего эксперимента: определить первоначальный уровень развития художественно-эстетического вкуса и выявить имеющиеся у школьников знания в области хорового искусства.

На первом этапе исследовательской работы нами были поставлены следующие задачи:

- определить методы для выявления уровня художественно-эстетического вкуса;

- выявление уровня сформированности музыкально-эстетической культуры подростков;

- провести диагностику учащихся хорового коллектива и полученные данные занести в таблицы;

- обработать и обобщить полученные результаты.

Для проведения исследования использовалось следующее оборудование: фортепиано, аудио-, видео оборудование, кассеты с записями хоровых произведений, наглядно-раздаточный материал (карточки по словарю В.Г.Ражникова), тестовые бланки.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

- тестирование;

- творческие задания;

- педагогическое наблюдение.

На первом этапе эксперимента были определены следующие параметры исследования:

сформированность знаний в области хорового искусства;

сформированность художественно-эстетического вкуса подростков;

эмоциональная отзывчивость.

Для фиксации результатов мы использовали трёх-уровневую систему оценки по всем трём параметрам: высокий (В), средний (С) и низкий (Н).

Уровень проявления показателей оценивается в баллах:

В – 3 балла; С – 2 балла; Н – 1 балл.

Принадлежностью к высокому уровню характеризовались учащиеся, которые обладали эстетическими знаниями в области музыкального искусства (классическое, народное, массовое, шедевры искусства), проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, различию стиля, жанра и формы музыкального произведения.

К среднему уровню – учащиеся, которые обладали разрозненными эстетическими знаниями, проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости и к суждению на обыденном, эмпирическом уровне (литературные ассоциации, собственные переживания), затруднялись в эстетическом оценивании, различия стиля, жанра музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Как научить ребенка читать на иностранном языке
"Перед тем как начинать читать. Думаю, немногие начинают учить детей читать на русском языке со слов "фенотип", "оксюморон" или "аминокислота". Для этого больше подходят слова "мама", "домик" и "кошка". Первые слова, которые должны &q ...

Роль и место раздела «Лоскутная пластика» в образовательной области «Технология»
Важный аспект трудового обучения – соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно – прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий. Лоскут ...

Образовательно-воспитательная среда в обучении иностранному языку
Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению целей, содержания и технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия образования и воспитания, действующая в конкретный исторический перио ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru