Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Опытно-экспериментальная работа по изучению методов музыкально-эстетического воспитания подростков

Страница 1

Опытно-экспериментальное исследование проводилось в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детской школы искусств № 2» г. Мегиона ХМАО.

В исследовании приняли участие 24 учащиеся 5-9 классов, составляющих хоровой коллектив и представляя собой разновозрастный состав из младших и старших подростков.

Главной задачей педагога-музыканта является воспитание музыкально-эстетической культуры учащихся. Одним из элементов музыкальной культуры является хоровое пение.

В педагогической практике руководителя старшего хора, наряду с воспитанием певческих навыков у участников хора, нас более всего заинтересовала проблема музыкально-эстетического воспитания подростков, а также поиск методов для решения этой проблемы.

Таким образом, руководитель хора, решая тактическую задачу – пробуждение у учащихся интереса к хоровому искусству, решает стратегическую задачу: всестороннее музыкальное развитие учащихся, воспитание у них музыкальной культуры, эстетических идеалов и вкусов.

Музыкально-эстетическое воспитание человека немыслимо без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в музыкальном искусстве. Музыкально-эстетическое воспитание характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Возникновение у ребёнка возвышенных переживаний и духовного наслаждения при встрече с музыкальными произведениями; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим, всё это признаки его подлинной эстетической развитости и воспитанности. Их признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в музыкальном искусстве. Внешний показатель музыкально-эстетического воспитания – художественно-эстетическое творчество школьника в искусстве. В нём органично соединяются и проявляются эстетическая развитость, образованность, эстетический идеал, художественный вкус, способность к любованию, переживанию и суждению.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трёх этапов: констатирующем, формирующем и контрольном.

Цель констатирующего эксперимента: определить первоначальный уровень развития художественно-эстетического вкуса и выявить имеющиеся у школьников знания в области хорового искусства.

На первом этапе исследовательской работы нами были поставлены следующие задачи:

- определить методы для выявления уровня художественно-эстетического вкуса;

- выявление уровня сформированности музыкально-эстетической культуры подростков;

- провести диагностику учащихся хорового коллектива и полученные данные занести в таблицы;

- обработать и обобщить полученные результаты.

Для проведения исследования использовалось следующее оборудование: фортепиано, аудио-, видео оборудование, кассеты с записями хоровых произведений, наглядно-раздаточный материал (карточки по словарю В.Г.Ражникова), тестовые бланки.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

- тестирование;

- творческие задания;

- педагогическое наблюдение.

На первом этапе эксперимента были определены следующие параметры исследования:

сформированность знаний в области хорового искусства;

сформированность художественно-эстетического вкуса подростков;

эмоциональная отзывчивость.

Для фиксации результатов мы использовали трёх-уровневую систему оценки по всем трём параметрам: высокий (В), средний (С) и низкий (Н).

Уровень проявления показателей оценивается в баллах:

В – 3 балла; С – 2 балла; Н – 1 балл.

Принадлежностью к высокому уровню характеризовались учащиеся, которые обладали эстетическими знаниями в области музыкального искусства (классическое, народное, массовое, шедевры искусства), проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости, различию стиля, жанра и формы музыкального произведения.

К среднему уровню – учащиеся, которые обладали разрозненными эстетическими знаниями, проявляли способность к эмоционально-сенсорной отзывчивости и к суждению на обыденном, эмпирическом уровне (литературные ассоциации, собственные переживания), затруднялись в эстетическом оценивании, различия стиля, жанра музыкального произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Программа экспериментального изучения личности ребёнка с речевыми нарушениями
Известно, что одной из общих закономерностей нарушенного развития являются отклонения в формировании личности. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский. В процессе коррекционной работы с этими детьм ...

Особенности формирования готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня
Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения грамоте. Дети с третьим уровнем недоразвитием речи, как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают большое количество специфических ошибок, обусловленн ...

Принципы сохранения здоровья младших школьников в коррекционно-педагогическом процессе
Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru