Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности

Педагогика сегодня » Методы музыкально-эстетического воспитания детей подросткового возраста в процессе хоровых занятий » Воспитание личностных качеств подростка в процессе коллективной деятельности

Страница 3

Неисчерпаемым кладезем духовности являются русские народные песни, возвращающие нас к генетическим корням, к русской интонационности, русской соборности. Совместное с детьми напряжённое и осознанное проживание каждой интонации, инвариантный подход к интерпретации каждой фразы способствуют живому воссозданию музыкальной формы, постижению её смысла в исполнении, в стремлении выразить своё личностное отношение.

Важнейшей составляющей хорового музыцирования, выражением духа и стиля эпохи, содержания произведения является качество певческого звука. Звук блестящий и бархатный, яркий и тусклый, романтический и барочный, инструментальный или насыщенный вибрато, звук, характерный для произведений духовной музыки или народной песни, певческий звук, характерный для исполнения музыки Моцарта или Чайковского и т.д., и т.п.

Каждый участник хорового коллектива должен владеть широкой звуковой палитрой и сознательно использовать её в процессе исполнения. Показ необходимого качества звука детьми, совместный анализ звучания, совместный поиск оптимального варианта звучания всегда носит ярко выраженный творческий и личностный характер, способствует развитию рефлексии.

Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Атмосферу сотворчества, сотрудничества, диалогичности отношений педагога и детей необходимо постоянно диагностировать. В нашем опыте формой подобной диагностики является система анкетирования. Анкеты чаще анонимные, отражающие широкий спектр проблем и направленные на уточнение какого-либо конкретного вопроса, позволяют оценить отношение детей к репертуару, к формам работы, к вопросам жизни хорового коллектива, к характеру общения как в детском коллективе, так и детей с педагогом; анкеты позволяют выявить уровень интереса, познавательных и художественных потребностей детей, отношение родителей к занятиям в хоре, популярности музыкальной деятельности в сфере дополнительного образования и т.п.

Из вышесказанного следует, что нами была сделана попытка выявить некоторые аспекты влияния хорового пения на формирование личности ребёнка в хоровом коллективе.

Так же хочется затронуть вопрос о воздействии хорового пения на развитие интеллекта поющих, упомянуть о его влиянии на возрастание способностей детей.

Природные задатки ребёнка – это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих – художественных, музыкальных, графических, литературных и других.

При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству. Сутью же любого творчества является поиск. Поэтому творческий процесс – это поисковая активность. Она – мотор творчества. Поисковая активность чрезвычайно полезна для человека и должна поощряться с раннего детства. Она необходима для формирования личности ребёнка, повышения его стрессоустойчивости, адаптивного развития нервной системы.

Поисковая активность предполагает интерес к предмету, в частности к хоровому, а интерес – это связующая нить между обучением, умственным развитием и воспитанием. Интерес повышает работоспособность, активизирует и развивает память.

«Формирование и поощрение поисковой активности является огромным резервом развития ребёнка, способом решения проблем успешной учёбы, дальнейшей полноценной и наполненной жизни»(В.С.Ротенберг).

Страницы: 1 2 3 4 5

Материалы о воспитании и обучении:

Дифференцированные упражнения по математике как средство формирования приёма сравнения
Одна из задач, которая заложена в Государственном стандарте начального образования – ориентация системы образования на детскую личность, её развитие. Личностно-развивающая направленность образования невозможна без дифференциации обучения. Основное назначение дифференцированных заданий в том, чтобы, ...

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru